Доклад
Применение ситуационного моделирования в криминалистической дидактике
Сравнительный анализ качества расследования уголовных дел, расследованных в различный период времени в разных регионах, позволил нам определить общую тенденцию роста профессиональной грамотности следователей и одновременно с этим обнаружить повторяющиеся типовые следственные ошибки. Интервьюирования следователей, расследовавших эти дела, позволили сделать вывод о том, что в большинстве случае ошибки вызваны отнюдь не профессиональной неграмотностью, небрежностью и невнимательностью следователей, а именно неумением молодых специалистов, подчас имеющих достаточно высокий уровень теоретической подготовки, применить свои знания на практике.
В процессе практической деятельности молодой специалист встречается с незнакомыми ему ситуациями. В силу нетипичности большинства ситуаций, криминалистическая теория заранее обусловленный алгоритм их разрешения предложить не может, а бывший студент по причине невыработанности у него механизмов творческой деятельности неспособен самостоятельно разрешить нестереотипные задачи. Наш вывод подтверждается и результатами исследования вопросов научной организации труда следователей, согласно которым юридическое образование в целом дает достаточную теоретическую базу, но слабо формирует необходимые навыки и умения, позволяющие по окончании вуза самостоятельно вести расследование39.
Причина этого в том, что в настоящее время в обучении студентов-юристов криминалистике отдается предпочтение усвоению ими хорошо описанных методов решения определенного набора типовых казусных задач, при этом почти не уделяется внимания обучению способам поиска методов их решения. Однако представляется, что отмеченные проблемы никоим образом не могут быть исследованы и решены исключительно педагогикой, поскольку содержание обучения существенно влияет на его процесс. В связи с этим многими криминалистами неоднократно рассматривалась проблема соотношения криминалистики как науки и как учебной дисциплины. Причем многие авторы, не принимая во внимание содержательной стороны обучения, полагают, что все, что касается непосредственно самого процесса обучения, следует автоматически относить к предмету педагогики. В противовес укоренившемуся мнению С.И.Цветков вполне справедливо отметил, что "содержание обучения - это содержание науки криминалистики, а формы и методы обучения относятся к предмету педагогики. Однако содержание неизбежно раскрывается через формы и методы обучения"40.
Опыт нашей педагогической практики дает основания полагать, что в повышении эффективности учебного процесса значительную роль может сыграть внедрение в него ситуационного моделирования - метода, позволяющего сократить путь повторного "открытия" уже известных вариантов решения проблемы, способствующего формированию у студентов механизма сличения возникающих ситуаций с типовыми. Ситуационный подход в дидактике можно рассматривать как одну из разновидностей проблемного обучения, суть которого в общих чертах может быть сведена к выработке у студентов приемов самостоятельного исследования и решения поставленных нестереотипных задач. Весьма успешно замечено, что "современного обучаемого надо не столько "наполнять" знаниями, сколько учить их самостоятельно приобретать"41.
Анализ дидактических аспектов ситуационного моделирования позволяет выделить два основных направления его использования:
1) выработку у студентов навыков ситуационного подхода к анализу криминальной и криминалистической деятельности (т.е. ............