Часть полного текста документа:Принцип следования за энергией клиента (пациента) в недирективной психотерапии Евтюшкин В.П., директор института психологического консультирования "Теменос" Следование за энергией клиента (пациента) является самым важным методологическим принципом в недирективной психотерапии и консультировании. Мастерство консультанта можно определить и скорее почувствовать по тому, как он владеет "искусством распрашивания". В идеале клиент воспринимает консультанта как наилучшего собеседника в своей жизни. При этом клиент чувствует, что с ним работают, и ощущает происходящие изменения. Следование является одновременно и техническим приемом, и средством профессиональной защиты консультанта от негативного воздействия со стороны проблем клиента, и способом личностного и профессионального роста самого консультанта. Принцип следования за энергией клиента в любой недирективной психодинамической школе составляет основу этики консультирования. Ошибки в следовании приводят к негативным последствиям в жизни и клиента и консультанта. Технически принцип следования состоит в искусстве задавания вопросов, исходя из последних слов клиента (пациента). Отвечая на вопросы, клиент с приемлемой для него скоростью расширяет поле своего сознания. Условно следование можно разделить на три стадии: аналитическую, следование по процессу (процессуальную), ассертивную (увязывание с повседневной жизнью клиента). Консультант должен следить за балансом стадий. 1.Аналитическая стадия. Большинство клиентов с самого начала терапевтической сессии "забрасывают" консультанта большим объемом интеллектуальной информации. До определенного момента, их стремление рассказать больше о себе конструктивно. Ощущение интеллектуальной перегрузки - первый признак "застревания" в аналитической стадии. У начинающих малоопытных консультантов в этот момент появляется чувство непонимания происходящего, потеря первоначальной цели консультирования. Для удержания статуса консультант неосознанно подавляет возникающий страх профессиональной некомпетентности. Процесс "застревает". Между тем, следует воспринимать происходящее как подсказку перейти в следующую стадию - процессуальную. Техники перехода: - суммирование (Консультант переповторяет сказанное клиентом. Происходит отделение материала клиента. Он слушает свой материал с позиции наблюдателя. В конце техники консультант предлагает клиенту выдвинуть гипотезу. Например: "...Мы начали работать с этим, потом перешли к этому и т. д....Есть ли у вас ощущение, что все это как-то связано?!" Если клиент говорит "Нет", консультант сам предлагает гипотезу. Например: "У меня возникло ощущение, что несмотря на то, что вы любите своего отца, но при этом какая-то часть Вас им раздражается?" Допустим клиент говорит "Да". И тогда это подарок для консультанта. Можно переходить к процессу); - перефразирование; - перефразирование с усилением. 2. Процессуальная стадия. "Расскажите - как (где) Вы ощущаете (чувствуете) это раздражение." Для того, чтобы ответить на этот вопрос, клиент вынужден говорить о своих внутренних переживаниях. Часто они бывают очень символичные. Но если бессознательное клиента генерирует слишком много символов, это может стать "ловушкой по процессу". Признаки "ловушки": много символической информации, изобилие расширяющих метафор, эффект "улетания" от первоначальнойпроблемы.Для консультанта это сигнал перехода к стадии анализа. ............ |