Часть полного текста документа:Принципиально новые - струйные энергетические технологии Б.М.Кондрашов С каждым годом сокращаются запасы углеводородного сырья, растёт энергопотребление, ухудшается экология, а известные технологии использования возобновляемых и экологически чистых источников энергии, в т. ч. атмосферы, не эффективны. Неравномерный нагрев газов, сжатых под действием гравитации, вызывает изменения давления в атмосфере, нарушающие её равновесное состояние, при восстановлении которого потенциальная и тепловая энергия воздуха преобразуются в кинетическую энергию воздушных потоков, доступную для использования. Например, в ветродвигателях, выполняющих механическую работу без потребления кислорода и выработки продуктов сгорания. Недостатки этих двигателей - низкая плотность энергии на единицу рабочей площади и неуправляемость процесса. Однако нарушать равновесное состояние атмосферы для преобразования потенциальной энергии воздушных масс в кинетическую можно и за счёт управляемых воздействий, например, в эжекторных устройствах. При воздействии пульсирующей активной струёй в эжекторном насадке такого устройства периодически создаётся разрежение, при котором за счёт неуравновешенной силы атмосферного давления, вслед за каждым импульсом активной струи ускоряется воздух. Присоединение происходит за счёт последовательного втекания (при котором практически отсутствует смешение разделённых газовых масс) только при оптимальном значении и соотношениях основных параметров процесса: частоты, формы, длительности и скорости газовой массы импульсов активной струи в насадке, а также конструктивных параметров эжекторного устройства. О. И. Кудриным, одним из авторов открытия "Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей", зарегистрированного в 1951г., проведены экспериментальные исследования, показавшие эффективность этого процесса. К сожалению, открытие не получило широкого применения. Вероятно потому, что изначально исследования были направлены на получение реактивной тяги (дополнительной к тяге винтовых движителей поршневых авиационных двигателей). Следует отметить, что если процесс присоединения дополнительных масс применяется для увеличения тяги реактивного движителя, то большая часть дополнительно полученной энергии не может быть использована для выполнения полезной работы и неизбежно рассеивается в атмосфере, создавая при этом иллюзию низкой эффективности и самого процесса присоединения. Это, наряду с недостатком информации об экспериментальных исследованиях, стало препятствием для его внедрения в других отраслях, где кинетическую энергию воздушной массы, получаемую в результате управляемого преобразования энергии атмосферы, можно использовать не для образования реактивной тяги, а более эффективно. Кроме того, открытие было сделано в тот период, когда проблема уменьшения запасов традиционных энергоносителей и ухудшения экологической ситуации, обусловленного их применением, не были столь актуальны, как сейчас. Однако и сегодня в энергетических и транспортных системах оно "не работает", вероятно, ещё и потому, что использование энергии атмосферы традиционно ограничено ветроэнергетикой. Рассмотрим четыре основных способа преобразования низкопотенциальной энергии внешней среды с использованием процесса последовательно присоединения. Первый способ. ............ |