Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Музыкальный колледж
Специальность 071202 «Библиотековедение»
Курсовая работа
Приоритеты читателей ХХ века в России
Студента 2 курса, ОФО.
Ложникова В.В.
Научный руководитель:
Тихонович Л.И.
Абакан 2010
Введение
Книга сегодня, как и века назад, есть, одно из главных проявлений человеческой цивилизаций и составляет сокровищницу человеческого знания, нескончаемую летопись трудов, успехов и неудач человеческого ума.
В своей работе мы решили затронуть весь ХХ век. Ведь именно в ХX веке книга стала гораздо более доступной для массового читателя и к этому времени очень много людей умело читать, по сравнению с прошлым временем, хотя грамотность в начале ХХ века была еще довольно низкой. Изучение читателя (чтения) в России началась в середине XIX в. При интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая -просветительская, основанная на традиции русской либеральной интеллигенций, вторая - пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением. Эта тема особенно актуальна в наше время. Когда очень много информации и она непрерывно пополняется, устаревает и развивается как и наше общество, человечество в целом. Ведь современное общество все время находится в процессе движения, динамики развития и этот процесс будет вечным.
В данной работе мы хотим показать актуальность выбранной нами темы. Объектом нашего научного труда будут являться читатели, а предметом исследования читатель. Целью данной курсовой работы является изучение читательского интереса в России. Исходя, из вышесказанного были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить приоритеты читателей в России.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на читательские интересы.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ней рассмотрены особенности чтения в России. Практическое значение: данную работу можно использовать при изучении чтения в современном обществе. Структурными компонентами являются главы: введение, чтение и образование, динамика состояния чтения в 70-80 годах, социокультурные сдвиги 1990-2000 годах, динамика состояния чтения в современном обществе.
В 70-80-е видный педагог и организатор народных школ Н.А.Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнение о литературе. Его методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе. Преподавательницы, собиравшиеся в ней, изучали чтение женщин- работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п. На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был издан трехтомный указатель «что читать народу?» (1884-1906). Этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже.
Немало важно и отметить то, что наибольший вклад в изучение читателей в России XIX в, внес Н.А. Рубакин (1862-1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе.
После 1917 г. ............