Часть полного текста документа:Полевое экологическое образование в зарубежных странах Александр Сергеевич Боголюбов (кандидат биологических наук, директор экологического центра "Экосистема") В данной статье речь пойдет, в основном, о месте и роли "полевой экологии" и "натуралистического" подхода в образовании школьников в наиболее "продвинутых" в данном направлении странах - Великобритании и США. Немного о терминологии. Все, о чем пойдет речь в данной статье, в нашем понимании относится к сфере именно "экологического" образования, т.е. изучения науки экологии и смежных с ней естественнонаучных дисциплин - биологии и географии. Оговоримся в самом начале, что экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. В то же время следует иметь в виду, что в России с конца 1980-х годов активно распространяется другая форма экологического образования, имеющая в английском языке аналог environmental education, которая за неимением благозвучного русскоязычного аналога также вошла в обиход как "экологическое" образование, являясь по сути "образованием в области окружающей среды", или "природоохранным образованием". Предпринимались попытки определить данную разновидность образования как "энвайроментальное", однако термин "экологическое образование" уже укоренилось слишком прочно. Тем не менее, мы продолжаем обозначать образование в области науки экологии как "экологическое образование". Для окончательной ясности подчеркнем, что под термином экологическое образование мы будем понимать не только сам процесс образования, обучения, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую в русском языке принято называть воспитанием. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин "экологическое образование" уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто "обучение" и, говоря в дальнейшем об "экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание. Опыт развития экологического образования за рубежом В отличие от России, в развитых зарубежных странах экологическое образование является приоритетным, а проблемы экологии и сохранения природы стоят на одном из первых мест не только на страницах "зеленой" прессы, но и в документах парламентов и правительств. Конечно, это давняя история и мы не будем подробно останавливаться на причинах того, как и почему проблемы сохранения природы оказались за рубежом приоритетными. За долгую историю экологического образования несколько поколений школьников выросли там на идеях сохранения чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах Кусто и National Geographic. ............ |