Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный технологический университет
Пояснительная записка
к Курсовому проекту
по дисциплине: Основы конструирования и проектирования
на тему: Привод ковшового элеватора
Выполнила
студентка 2 курса
Мороз О.С.
Минск 2005
Введение
Зубчатая передача (редуктор), выполненный в виде отдельного агрегата, служит для передачи мощности от двигателя к рабочей части машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение враща-ющего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Рассматриваемый редуктор состоит из корпуса (литого чугунного), в котором помещены элементы передачи – вал-шестерня, зубчатое колесо, подшипники и т.п.
Узлы соединяются между собой валами, через которые передаётся крутящий момент.
Вал, передающий крутящий момент, называется ведущим и мощность передаваемая этим валом является выходной. Вал, принимающий крутящий момент, называется ведомым.
Задача 1. Разработка кинематической схемы машинного агрегата
1.1 Условия эксплуатации машинного агрегата
Устанавливаем привод к ковшовому элеватору на стройплощадку. Агрегат работает на протяжении 3 лет в две смены. Продолжительность смены 8 часов, нагрузка мало меняющаяся с малыми колебаниями, режим работы реверсивный.
1.2 Срок службы приводного устройства
Срок службы Lh, ч,
Lh = 365· Lr tc Lc. (1.1)
где Lr - срок службы привода, лет; tc - продолжительность смены, ч; Lc - число смен.
Lh = 365· 3 · 8 · 2 = 17520 ч.
Принимаем время простоя машинного агрегата 15% ресурса. Тогда
Lh = 17520 · 85 / 100% = 14892 ч.
Рабочий ресурс привода принимаем Lh = 15000 ч.
Табличный ответ к задаче:
Таблица 1.1. Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки
Lr
Lc
tc
Lh, ч
Характер
нагрузки
Режим
работы
Стройплощадку 3 2 8 15000
С малыми
колебаниями
реверсивный
Задача 2. Выбор двигателя. Кинематический расчет привода
2.1 Определение номинальной мощности и номинальной частоты вращения двигателя
1. Определим мощность рабочей машины Pрм, кВт:
Ррм = F · v, (2.1)
где F — тяговая сила ленты, кН; v, — скорость ленты, м/с.
Подставляя значения в (2.1) получаем:
Ррм = 2,72 · 1000 · 0,9 = 2,45 · 1000Вт=2,45 кВт
2. Определим общий коэффициент полезного действия привода:
= пк2 · пс · м · зп · ц
где пк, пс ,м ,зп ,ц — коэффициенты полезного действия подшипников качения (две пары), подшипников скольжения (одна пара), муфты , закрытой зубчатой передачи , цепной передачи
=0,995 2 · 0,99 · 0,98 · 0,97 · 0,93 = 0,87 .
3. Определим требуемую мощность двигателя Рдв, кВт:
Рдв = Ррм / (2.2)
Рдв = 2,45 / 0,87 = 2,8 кВт.
4. Определим номинальную мощность двигателя Рном, кВт:
Значение номинальной мощности выбираем по величине, большей, но ближайшей к требуемой мощности :
Рном Рдв
Принимаем номинальную мощность двигателя Рном = 3,0 кВт, применив для расчета четыре варианта типа двигателя, представленных в табл.2.1:
Таблица 2.1. Технические данные различных типов двигателей
Вариант Тип двигателя
Номинальная мощность Рном, кВт
Частота вращения, об / мин синхронная
номинальная nном
1 4АМ112MВ8УЗ 3,0 750 700 2 4АM112MA6УЗ 3,0 1000 955 3 4АМ100S4У3 3,0 1500 1435 4 4АМ90L2УЗ 3,0 3000 2840
Каждому значению номинальной мощности Рном соответствует в большинстве не одно, а несколько типов двигателей с различными частотами вращения, синхронными 3000, 1500, 1000, 750 об/мин. ............