Часть полного текста документа:Проблема духовности в психологии Людмила Николаевна Собчик - ведущий специалист по психологии индивидуальности, доктор психологических наук На изломе эпох, когда меняется стиль жизни всей страны и, одновременно, каждого отдельного человека, меняются идеалы, наполняющие жизнь смыслом. В поисках таких идеалов или так называемой национальной идеи ломают копья законодатели, политологи, журналисты, искусствоведы. Имеется выраженная потребность в научно обоснованных мерах адекватного воспитания молодежи и превенции криминальной деформации незрелой, внушаемой, податливой дурным влияниям личности подростка. Что может предложить психология для решения этой сложной проблемы? Разработанная автором статьи теория ведущих тенденций утверждает единство генетической, психологической и социальной составляющей человеческой индивидуальности. Согласно данной концепции высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, т.е. избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира. Индивидуально-личностные свойства определяются ведущими тенденциями, которые уходят корнями в генетическую предиспозицию, формирующую конституциональные особенности и темперамент человека. Характер - это сплав конституционально заданных свойств человеческой психики с воспитывающим влиянием среды, которое не только сглаживает или усугубляет устойчивые индивидуальные свойства человека, но и формирует установку на самоконтроль. Высшие уровни личности - морально-нравственные устои, гражданское самосознание, иерархия ценностей - формируются не только благодаря культурно-историческому опыту социума, но в значительной степени связаны с избирательностью каждого конкретного человека, обусловленной определенным индивидуально очерченным набором ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху. Они и лежат в основе индивидуально-личностной типологии, которая позволяет на основании данных психодиагностического исследования выделить группу гипертимных личностей, включающую в себя спонтанные, ригидные, экстравертированные и агрессивные типологические варианты, а также группу гипотимных личностей, к которым относятся сензитивные, интровертированные, тревожные и лабильные типы. В какой степени психодиагностическое исследование может помочь специалистам в определении духовной наполненности человека, его способности задумываться над смыслом жизни? Для начала, спросим себя, что имеется в виду, когда говорят о духовной жизни человека? Духовность, на взгляд автора статьи, это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. С одной стороны, склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные кроме прагматической необходимости сферы познания, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущая от сердца доброта и сострадание вполне могут быть свойственны и малообразованным людям. ............ |