Часть полного текста документа:Проблема элитарности и социального символизма в современной социологии Плахова А.В. 1. Процессы, получившие развитие в России в последнее десятилетие ХХ века, отмечены, в частности, глубоким социальным расслоением и формированием ранее неведомых обществу структур, в числе которых обращают на себя внимание такие, которые обычно в западной социологии рассматриваются как "элитарные". Формируются экономические, политические, профессиональные и прочие элиты, что вызывает необходимость научного анализа названного процесса, его особенностей и закономерностей как в целом - на общетеоретическом уровне, так и конкретно - в условиях современной России. Решение этой важной научной задачи существенно осложняется неразработанностью в мировой социологической литературе самого понятия "элита", хотя на темы, связанные с этим понятием, написан целый ряд работ известных авторов, среди которых В. Парето, Ч. Миллс, Г. Моска, К. Мангейм, М. Московичи и др. Среди отечественных исследователей вопросам социальной элитарности посвятили свои сочинения Г. К. Ашин, Н.С. Пряжников и др. 2. Определенные перспективы в разработке комплекса научных проблем, встающих при рассмотрении сущности и природы социальной элитарности, по нашему убеждению, открывает обращение к феномену социального символизма. Именно последний в процессах формирования и утверждения элитарных структур общества играет едва ли не ведущую роль. Для того чтобы ее осмыслить, необходио подойти к интересующей нас проблеме с функциональной точки зрения. Именно символика, совершенно определенная по содержанию и форме, позволяет элитам самоутвердиться, приобрести в глазах общества особое значение, что собственно и отличает ее от остальной "массы". Принятая, легитимированная в данном обществе (культуре) система символизма позволяет элите выделиться в особую социальную группу и обозначить свое особое положение, свои исключительные права, привелегии и пр. 3. Рассмотрим общие вопросы формирования элитарных структур в обществе посредством и при помощи символических атрибутов на примере "властвующей элиты" (темин Ч. Р. Миллса) как наиболее показательной в интересующем нас отношении. К символам власти относятся адекватные каждой культуре общественные отношения, приобретающие в данном случае дополнительное значение, которое и является символическим. Иначе говоря, в рассматриваемой ситуации иерархические отношения приобретают знаковую форму, в частности, "повелительности - покорности". Именно такими становятся речь, позы, манеры поведения и т. д. субъекта власти и подчиненных ей. Этот феномен, отличающийся непременностью и играющий в отношениях господства - подчинения исключительно важную роль, можно назвать символической демонстрацией власти. Опыт показывает, что такая - символическая - демонстрация является вообще условием властной иерархии. Особую - предметную группу образуют одежда, знаки отличия, интерьер, свита и пр. Также относительно самостоятельную группу символов властных отношений составляют культурные ценности и ценностные ориентации, теряющие как и предыдущие атрибуты в ситуации господства- подчинения свое непосредственное значение и приобретающие новый дополнительный символический смысл. При этом обращает на себя внимание монопольный характер элитарных ценностей, Они также становятся безраздельно собственностью властвующей элиты. ............ |