Часть полного текста документа:Проблема гуманитаризации образования и технический прогресс Данилюк Евгения Филипповна, Данилюк Анатолий Иванович Победная поступь научно-технического прогресса решила очень много проблем во всех отраслях человеческой жизни, но создала и немало новых и обострила целый ряд старых. Среди последних выплыла на первый план проблема неотложного усиления гуманитаризации образования, которая еще какие-то полстолетия назад большинством педагогов считалась совсем даже не проблемой, а только одним из рядовых вопросов далеко не первой очереди. Педагоги всех развитых стран мира тогда получили срочный социальный заказ - ускорить распространение научно-технических знаний. Страна, опережающая соседей в научно-техническом образовании, неизбежно опережала их и во всем другом. Это был один из итогов последней мировой войны. Поэтому не зря после запуска первого искусственного спутника Земли президент Соединенных Штатов Америки немедленно вызвал к себе министра образования (а не министра обороны) и именно его (а не министра обороны) спросил, почему первый запуск осуществлен не в Соединенных Штатах и что необходимо, чтобы исправить положение. Газетчики смаковали это событие на все лады, но президент, в отличие от них, не был дилетантом. Он точно знал, кого и о чем спрашивать. А радостно возбужденные толпы во всем мире рукоплескали чудесам. Они, как и тысячи лет тому в древнем Риме, жаждали хлеба и зрелищ, и они их получали, восторженными криками заглушая одинокие вопли ужаса и боли. Так уже устроен наш мир, что прогресс не бывает без жертв. Эта бесспорная испоконвечная констатирующая истина продолжала использоваться не только для констатации фактов, но и для оправдания виновных. Победителей же не судят. Это тоже истина, полное понимание которой начало приходить к нам только после опустошительных войн с многомиллионными жертвами, после адских все испепеляющих ядерных взрывов и десятилетий сумасшедшей гонки вооружений. Действительно, не судят, потому что чаще всего - некому. И кто знает, не перекрыла ли последняя гонка вооружений все последние войны по отрицательным последствиям и количеству потраченных зря человеческих жизней? И все только потому, что из многих возможных комбинаций элементов физического мира только некоторые являются удачными и полезными для нас. Поэтому, к сожалению, для разрушения любых объектов всегда необходимо несравненно меньше сил и знаний, чем для их создания. В этом - основная объективная причина всех людских бед и несчастий. Прогресс науки и техники дает возможность конкретному отдельно взятому человеку привлекать к своей деятельности силы и ресурсы других людей и природы, резко увеличивая результативность. Собственно, эта возможность и есть целью научно-технического прогресса, одним из критериев и инструментов развития человеческого общества и необходимым условием и гарантией его дальнейшего существования. Но эта возможность, как и большинство других человеческих инструментов, не имеет встроенных внутренних ограничений-предохранителей в отношении отрицательных результатов применения. Без обычного ножа трудно представить наш повседневный быт. Топор накормил и защитил от непогоды многочисленные поколения людей и помог создать прекрасные образцы архитектурного творчества. ............ |