Проблема личной ответственности человека за свою судьбу.
 (По рассказам А.П. Чехова.)
                                                                План.
 I.Высокое звание человека, гражданина, художника.
 II.Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова.
 1.  Осуждение обывательщины в рассказе « Крыжовник ».
 2.  Печальная история Старцева в рассказе « Ионыч».
 3.  Разоблачение беликовщины.
 4.  Пробуждение высших стремлений у героев рассказа « Дама с собачкой».
 III.Пока «молоды, бодры, сильны» … « делайте добро» !
  Воспитывай себя, предъявляй к себе 
 почти непосильные моральные требования
 и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
 А.П. Чехов
  Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.
 Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа» , разъедали русскую интеллигенцию тех лет. Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и , оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника. Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он стал её непримиримым врагом.
 Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.
 Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А.П. Чехова « Крыжовник ». Центральная фигура произведения – чиновник Чимша – Гималайский. Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша – Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата. Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.
 По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм. Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли : не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.» Задача и обязанность человека – не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд.
 Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание.
 Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев – главный герой новеллы «Ионыч».  ............