Проблема свободы и ответственности личности
План
Введение
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"
"Биологическое" и "социальное" в человеке
2. Структура и закономерности формирования личности
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?
Заключение
Список литературы
Введение Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смысле существования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода и ответственность индивида.
Без знания данных понятий, особенностей человека, многие проблемы в философии окажутся нерешенными. Ведь всё в мире взаимосвязано.
Значение данной темы велико. Необходимо учитывать типы личности и знать методы социально-психологического воздействия на них. Только в этом случае есть возможность что - то понять, изменить к лучшему, и чего - то избежать в историческом процессе.
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"
"Биологическое" и "социальное" в человеке При всей близости понятий человек, индивид, личность, индивидуальность следует различать их смысловые особенности.
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии.
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - особь, каждый самостоятельно существующий организм, отдельный человек.
Личность - человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В специальных исследованиях понятие "личность" обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социолог - о личности рабочего, криминалист - о личности преступника, каждый из них имеет ввиду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим, и которые для них типичны и существенны. Понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... ............