Часть полного текста документа:Проблематика лексикографии в специальной педагогике     Н.В.Новоторцева     Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегрированной области знаний на стыке медицины, психологии и педагогики.     Система специального образования, как и система образования в целом, в период 90-х годов испытывает серьезные, глубокие изменения. Благодаря новым установкам государства в экстремально короткий срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей поставили перед учеными-дефектологами сложнейшие задачи - немедленно обеспечить новые научно-методи-ческие социальные установки на всех уровнях специального педагогического образования.     Происходящие сегодня изменения в системе образования России заметно повлияли на терминологию специальной педагогики и поставили на повестку дня как один из важнейших вопросов науки - проблему его совершенствования.     Остается постоянно актуальной в любой отрасли науки проблема систематизации и совершенствования понятийно-терминологической основы. Это особенно важно для профессиональной подготовки специалистов, чтобы в рамках изучаемых дисциплин не было противоречивых толкований различных понятий, а процесс обучения строился на основе строгой и возможно более полной системы терминов.     В отечественной педагогике вопросам, касающимся понятийного аппарата, уделялось немало внимания. (Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах В.П.Беспалько, В.И.Журавлева, И.М.Кантора, Б.Б.Комаровского, В.В.Кроевского, Э.И.Моносзона, Ф.А.Фрадкина и др.). Научный аппарат специальной педагогики сформировался благодаря исследованиям крупных ученых из разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, Г.Я.Трошин, А.С.Грибоедов, М.П.Постовская, Ф.А.Рау и др.). Стабильность понятийного аппарата дефектологии закреплена была первым изданием "Дефектологического словаря" (1964), авторами которого были А.И.Дьячков, Т.А.Власова, Ю.А.Кулагин, Л.В.Нейман, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина. Прошло более 30 лет со дня создания 1-го словаря. Дефектология находится на новом историческом витке. Состояние науки и системы специального образования в период 90-х годов можно охарактеризовать как кризисное. В последние пять лет благодаря новой политике государства в очень короткий срок радикально изменилась система образования детей с отклонениями в развитии.     На этапе социально-экономических преобразований и связанной с ними реформой образования появилась необходимость переосмысления некоторых научных понятий, внесения изменений в терминологию науки. Это обусловлено созданием концепции непрерывного образования, появлением новых типов учреждений, развитием новых форм, методов, технологий обучения и воспитания, принятием Закона об образовании, проекта Закона РФ "О специальном образовании". Эти изменения носят не столько внешний, сколько внутренний, концептуальный характер.     Приходится признать, что педагогическая практика опережает педагогическую теорию.     Так, в проекте Закона РФ "О специальном образовании" мы встречаемся со множеством ключевых для нашей науки понятий, не получивших нового осмысления, не нашедших отражения в дефектологических словарях:     лица, имеющие специальные потребности;     специальное образование;     специальные образовательные потребности;     специальное образовательное учреждение;     интегрированное обучение;     физический недостаток;     психический недостаток;     сложный недостаток.     Лингво-семантические проблемы специальной педагогики рассматривались в статьях Н.М.Назаровой, В.В.Коркунова, проф.  ............   |