Часть полного текста документа:Проблемы методологии в курсе философии (о понятии философской методологии и ее проблемах)      Е.Э.Крылова      Проблемы философской методологии являются базовым философским знанием. Только на их основе можно показать систематичность, дисциплинарную организацию и даже дидактичность философской теории. Именно в рамках данного раздела студенты могут познакомиться с важнейшими принципами, законами и категориями, составляющими суть философского мышления, а значит и мировоззрения.     Студенты негуманитарных факультетов приобретают благодаря этому дополнительные инструменты для решения вопросов в рамках собственных дисциплин.     Студенты гуманитарных факультетов получают представление о методологической культуре как неотъемлемой составной части культуры в целом.     К сожалению, однако, методологическая тематика является в наши дни реликтовой. Она выброшена из программы по философии и прагматически трансформируется в специальные методики в отдельных курсах и отягощена многочисленными "конкретными" формами (бизнес-планами, ролевыми тренингами и играми, бесчисленными методическими рекомендациями и т.п.). Она доведена почти до крайности невразумительностью речей о кризисе культуры, макрои микроэкономике, русской идее и т.п. "актуальных вопросах", сваленных в кучу не только в массовом сознании.     Общество вздохнуло свободно, оставив в прошлом методологические семинары, лекции общества "Знание", политинформации и т.п., и уже в который раз произвело реформу по известной модели:"вместе с водой выплеснуть и ребенка".     Таким "ребенком" является организованная, хорошо поставленная структура мысли, ее инструментализм в высоком смысле этого слова. Очень трудно представить, как можно возродить интерес к высокой философской методологии и понимание того, что она не идеологическая "палица" или "жезл", а совокупность правил мышления и инструменталистских идей, составляющих важнейший феномен культуры.     Бесспорно то, что вместе со всей культурой философская методология может переживать периоды как полнокровного развития, так и кризиса, и точно так же, как может существовать "культура-ноль", может существовать и "методология-ноль".     Последняя являет собой почти тотальное методологическое невежество, которое может иногда выбираться сознательно, вследствие действительной сложности и предельности методологической задачи, стоящей перед человеком.     Но чаще оно бывает "удобным" невежеством, пользующимся либо аморфнонаркотическим, либо, казалось бы, противоположным, шаблонным, "раскадрированным" сознанием, но которые легко, как всякие крайности, сходятся.     Традиционно в истории философии и науке методологическая проблематика по праву считалась философской, а философская методология вершиной методологии, понимаемой в самом широком смысле как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этих способах.     Философская методология понималась как основа мысли, сконцентрированной в стремлении к самодостаточности, вычищающей себя до состояния сути, что определило как её победы, так и поражения и теоретические причины ее нынешнего социокультурного статуса.     Центральный методологический вопрос -"Как?".  ............   |