Часть полного текста документа:Костромской Государственный Университет им. Н.А. Некрасова Курсовая работа на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ Выполнила: студентка 3-го курса - 3 гр. ИПА Соколова Е.Н. Научный руководитель: Подобина О.Б. Кострома 2002 г. ПЛАН Введение I. Выбор Профессии - как самоопределение личности. 1. Понятие профессии и ее истоки. 2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план. 3. Отношение подростка к будущей профессии. II. Профессиональное самоопределение. 1. Профессиональное самоопределение как процесс: А) предпосылки профессионального самоопределения - с точки зрения детерминизма; - с позиции деятельности. 2. "Восемь углов выбора профессии" - управление выбором профессии. III. 1) Роль - самопознания; - самосознания; - самооценки в профессиональном самоопределении. 2) Профессиональное самоопределение и профессиональная консультация. IV. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора. 1) Стадии профессионального становления. 2) Кризисы профессионального становления. 3) Методы работы в переломные периоды профессионального выбора. V. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. VI. Эмпирическая часть. Заключение. Введение На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают "специалистов", их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Объект: старшеклассники (ученики 11 "А" класса). Предмет: профессиональное самоопределение старшеклассников. Цель: определить уровень профессионального выбора старшеклассников в I-м учебном полугодии, изучить мотивы выбора профессии школьниками и раскрыть переломы профессионального выбора. Задачи: 1) выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; 2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; 3) определить факторы, влияющие на выбор профессии; 4) раскрыть роль самооценки в правильном выборе профессии; 5) описать переломы профессионального выбора; 6) проверить на практике поставленные гипотезы. Гипотезы: 1) степень сформированности профессионального плана низкая в I-м полугодии; 2) сознательный выбор профессии происходит в 11 классе; 3) старшеклассники не определили пути овладения выбранной профессией в I-м полугодии учебного процесса; 4) старшеклассники отдают предпочтение не одной профессии, а нескольким в конце I-го учебного полугодия. 1. ............ |