Часть полного текста документа: Введение Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска. Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты - табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению. Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи. Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ. Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет впервые попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет - 7,6%. В 13-14 лет - интенсивность приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет - уже 39,3%. В 17 лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых. Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4% девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. ............ |