Часть полного текста документа:Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова, Тюменский государственный университет, Тюмень , Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Пенькова, Омская академия МВД России, Омск Ведущим принципом государственной политики в области образования, обозначенным в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г., провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Данное положение подчеркивает особую значимость здоровья для человека, его социального и личностного развития и определяет ведущую роль образовательных учреждений в этом процессе. Значение занятий физической культурой для укрепления здоровья людей общеизвестно и не вызывает сомнений, поэтому одной из основных групп задач, решаемых в процессе физкультурного образования детей, являются оздоровительные, в частности профилактика различных заболеваний. Общеизвестно, что достижение успеха в учебно-воспитательном процессе в современных учебных заведениях непосредственно зависит от степени организации этого процесса как целенаправленной системы, в которой все компоненты подчинены единой цели. Отсутствие на практике системной организации учебно-воспитательного процесса, разрозненность его элементов (как, впрочем, и фрагментарность педагогических исследований, когда вопрос решается вне общей системы воспитания и обучения) приводит к низкому уровню результатов [1]. Изучение научно-методической литературы показало, что долгое время научное обеспечение решения оздоровительных задач в процессе физкультурного образования шло по пути собирания отдельных элементов из различных оздоровительных технологий, не меняющих системы коренным образом. Создалась некая их совокупность, не представляющая собой ни целостности, ни оригинальности. Так, решение проблемы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) детей осуществляется путем разработки отдельных методик различной направленности без учета возможности их использования в учебном процессе. Современный этап развития науки характеризуется преобладанием процессов интеграции над процессами дифференциации [3]. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии научно-педагогического знания. Несмотря на то что появление различных интегративных тенденций в содержании образования отмечается еще с начала ХХ в., интеграция в педагогике как фундаментальное системообразующее научное понятие возникает только в начале 80-х гг. прошлого века [2]. В философском контексте интеграция выступает как "сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов" (Философский энциклопедический словарь, 1983). Таким образом, интеграция - это не просто суммирование элементов, а их неразрывное единение, образующее новое качественное состояние, устойчивую целостную динамическую систему. На наш взгляд, решить существующее противоречие между потребностью общества в здоровых гражданах и неэффективностью существующей системы физкультурного образования детей в решении оздоровительных задач, в частности профилактики заболеваний, возможно в том случае, если в основу данного процесса будет положен принцип интеграции. ............ |