Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА студента гр.КСД-00а Каиры Василия Донецк 2001 ВВЕДЕНИЕ Пушкин писал: "Век может идти себе вперед... но поэзия остается на одном месте. Цель её одна... и между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины... состарились и каждый день заменяются другими - произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны". У Виктора Гюго эта же мысль выражена так: "Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки... Наука - лестница. Поэзия - взмах крыльев. По сравнению с наукой и техникой все искусства находятся в этом смысле в привилегированном положении. Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера". ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ "Наука - лестница". Не счесть ступеней, отделяющих на этой лестнице нас от людей, погребенных в Пазырыкских курганах, не имевших даже письменности, не знавших и тысячной доли того, что знаем мы о законах и силах природы. В книге отзывов Эрмитажа есть восторженные записи посетителей, отмечающих, что памятники искусства, обнаруженные в Пазырыкских курганах (они выставлены по соседству с колесницей), можно сравнить с самыми прославленными шедеврами этого знаменитого музея. Эти художественные памятники - войлочные полотнища с цветными аппликациями, мелкая пластика, резьба и т.д. - внушают зрителям новое радостное волнение. Ибо ничто в искусстве этого пазырыкского мира не перечеркнуто последующими веками и тысячелетиями: так оно ярко, самобытно и неповторимо. Ни о каких вымарках тут, конечно, не может быть речи. У каждого из этих миров - будь-то древняя Эллада, Сасанидский Иран или Голландия ХУ11 в. - был свой идеал красоты, была своя вера, и, чтобы выразить их, каждый создал свое искусство - новоявленное и неповторимое. Были они и у людей пазырыкского мира - у этих кочевников-скотоводов, живших за несколько веков до нашей эры, о которых мы в точности не знаем, когда они появились и когда исчезли, на каком языке говорили и каким поклонялись богам. И землю, и небо, и все их окружавшее они увидели по-своему, по-своему преобразили в искусстве, более того, как бы подчинили своему вдохновению, новому в их душе родившемуся гармоническому строю и утвердили это подчинение художественным творчеством, отмеченным новоявленным и законченным художественным стилем. И это свое, казалось бы, вместе с ними исчезнувшее, они оставили далеким потомкам как горделивый и мощный взмах крыльев, призванный вдохновить их на собственный, не менее высокий взмах. История искусства подобна не лестнице, непрестанно уходящей ввысь, где каждая ступень, выполнив свою функцию, уступает место следующей, а горной цепи, сияющие вершины которой, соперничая друг с другом, образуют величественную и незыблемую в своей красоте панораму. искусство отражает эпоху - и в этом отношении нет зеркала более верного и убедительного, чем искусство. ............ |