Содержание
1. Введение
2. Междуречье
2.1 Законы Ур-Намму ( ок. 2112—2094 г. до н. э.)
2.2 Законы Хаммурапи ( 1793 до н.э. - 1750 до н.э. )
3. Египет
3.1 Законы Моисея (VIII в до н.э.)
4. Индия
4.1 Ригведа ( 1700—1100 гг. до н. э.) и Авеста ( 1200—800 г. до н. э. )
4.2 Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
5. Китай
5.1 Даосизм в книге "Книга "Гуань-цзы" (VII в до н.э.) Гуань Чжуна"
5.2 Конфуцианство ( 479 до н. э. )
5.3 Легизм ( Шан Ян - 350 г до н.э.)
6. Обычаи и законы Древнего Рима
6.1 Законы 12-ти таблиц ( V в. до н. э. )
6.2 Институции Гая ( II в н.э. ), кодификация Юстиниана ( 529 - 534 г н.э. ).
6.3 Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)
6.4 Глоссаторы ( XI—XIII в н.э.)
7. Германия, Франция, Англия
8. Россия
9. Деньги и Закон
10. Сократ, Платон, Декарт, Кант, Салтыков-Щедрин о Государстве
11. Они же о законе и его создателе
12. Заключение
13. Список литературы
1. Введение
Данная работа не призвана проследить и выявить основные закономерности развития и становления права человеческого общества в историческом прошлом. Кто то из Великих сказал, что Все познается в сравнении с чем ? Со Всем ? Тогда ввиду бесконечности конечностей это не познаваемо. Всеми ? Тогда Мир — познаваем пока существует последний не познавший и при его заботе о процветании человечества ему следовало бы защитить мир от полной познаваемости. В своем стремлении к знаниям и их неизбежному применению через изменение своего окружения человек сначала растянул мир, позже надул, а сейчас копирует. Это признание своей беспомощности в чем ? Может это связано с тем что, понимание и отличается от наблюдения в последующем изменении наблюдателя и превращении его в объект наблюдений и/или понимания для последнего не познавшего ? Тогда нам опять же недостает на текущем, равно как и на каждом очередном этапе развития средств наблюдения и/или познания.
Ввиду отсутствия своего знания о них использую "сопоставительный способ" в областях, по отношению к которым моя позиция скрыто выражена в порядке их представления ( по тексту приводятся только факты, нормативно-правовые акты и т.д., без заключения их сравнения с моей стороны ) и "представительный" в местах сопровождаемых лишь комментариями.
2. Междуречье
2.1 Законы Ур-Намму ( ок. 2112—2094 г. до н. э.)
Законы Ур-Намму, основателя династии Ура дошли до нас в очень поврежденном виде, но уже позволяют представить отношения человека с другими людьми в государстве, если древний полис – это место, где они начинают становиться объектами и субъектами права, некая основа государства в его правоотношениях с человеком, если государство первично.
В сравнении с подобной статьей из Кодекса Хаммурапи [2] (п. 2.2) прослеживается односторонний порядок возмещения ущерба от нанесенного оскорбления в более мягком выражении.
§ 10. Если человек возвел на другого человека обвинение в ... [колдовстве] и подверг его испытанию Рекой и бог Реки очистил его, то тот, кто подверг его испытанию, должен уплатить три сикля серебра. [1]
Посмотрим на следующую норму.
§ 11. Если человек возвел на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог Реки очистил ее, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра. [1]
Если принять во внимание, что ущерб в денежном выражении по ней примерно в два раза больше чем по предыдущей можно прийти к выводу скорее о компенсации морального вреда мужу, чем самой женщине с учетом подчиненного положения женщин просматриваемого в следующих трех нормах.
§ 4. ............