МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  
 Саратовская государственная академия права
  
 Поволжский региональный юридический институт
 Кафедра теории государства и права
 Теория государства и права
 Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве
  
 /Курсовая работа/ 
Выполнил:
  
  
 студент 1 курса 108 группы
 дневного отделения
 ************
  
 Преподаватель:
  
  
 к.ю.н., Циболенко О.И.
 Саратов – 2003
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 Введение ……………………………………………………………………... 3
 1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …............. 5
  
 2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации 
 и деятельности прокуратуры ……………………….……………… 10
  
 3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод 
 человека и гражданина …………………………................................. 15
  
 Заключение …………………………………………………………………. 24
  
 Библиография …………………………………………………………….... 26
  Введение
  
 Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. В советской юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1]. 
 На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
 Законность как общественный феномен – результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
 При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее» его определение.
 Первоначальная схема соотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу», «нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2].
 Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3].
 Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения.  ............