КГНУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв.
Выполнила:
студентка 4 курса
факультета истории и
регионоведения
Фаткуллина Лариса
Бишкек 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1. Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX начале XX вв.
а) Мектебы
б) Медресе
в) Новометодные школы
§ 2. Светское обучение в Туркестане (на материалах Кыргызстана)
а) Русско-туземные школы
б) Дореволюционные русские школы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение: таблицы
ВВЕДЕНИЕ
Научное освещение истории школ дореволюционного Кыргызстана имеет большое теоретическое и познавательное значение.
Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас еще нет ни одной работы на русском языке, посвященной этой теме и написанной не с позиции марксизма-ленининзма, с новой, современной точки зрения, - когда мы сможем более объективно оценить то, что является нашей историей.
Актуальность этой темы проявляется в том, что в последнее время возникла настоятельная необходимость пересмотра устаревших взглядов, гипотез, концепций о школах в дооктябрьском Кыргызстане, решить вопрос о том, какой вклад внесли в дело просвещения кыргызского народа, какие ставили они цели и задачи, и чего они смогли достигнуть в деле просвещения дореволюционного Кыргызстана.
Изучение дореволюционной истории школ на территории Кыргызстана имеет свои особенности и трудности.
По этой теме очень много работ дореволюционных авторов: С.М. Граменицкого, Н.А. Бобровникова, Н.П. Остроумова, В.П. Наливкина, а также политика просвещения колониальной и туркестанской администрации нашла свое отражение в трудах К.П. Кауфмана, и А.Н. Куропаткина, А.Талызина, К.К. Палена. В них содержится огромное количество фактического материала, но они освещают историю просвещения в Туркестанском крае объективистски, в отрыве от социально-экономических условий, при этом почти не касаются состояния народного образования непосредственно на территории современного Кыргызстана. Весь этот материал требует дополнительной переработки и изложения этих данных на современном уровне. В послеоктябрьский период изучением актуальных проблем просвещения дореволюционного Кыргызстана как части Средней Азии занимались следующие научные организации и учреждения:
1. Туркестанский университет (позже Среднеазиатский, затем Ташкентский) возник в 1920 г.
2. Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы – Туркомстарис, а с 1924 по 1928 гг. Средазкомстарис. Создан в 1920 г.
3. Киргизская народная комиссия, организованная в 1925 г, при отделе народного образования Киргизской автономной области.
4. Центральный музей Киргизии, открыт в 1927 г., в доме, где жил М.В. Фрунзе.
5. Киргизское общество краеведения, основано в 1926 г. во Фрунзе, на его основе создается в 1928 году Кирг. НИИ Краеведения при СНК Кирг. ССР, в 1936 году, их него выделился институт языка и письменности, впоследствии был реорганизован в ИЯЛИ (институт языка, литературы, истории).
6. Исторический факультет Киргизского педагогического института, основанного в 1932 г.
7. Комитет наук при СНК Кирг. ............