Часть полного текста документа:Противодействие уловкам в деловом общении Борис Суренович Саркисян, кандидат технических наук, практический психолог, более 10 лет проводит корпоративные тренинги по развитию персонала, ведению переговоров и технологиям продаж. Уловки - это приемы, вынуждающие другую сторону идти на уступки путем создания определенных ситуаций или обмана. Как правило, уловки вынуждают партнера принимать невыгодные для него решения или затрудняют ему возможность отстаивать с должным упорством свою позицию. В тактике уловок обычно выделяют три основных вида: обман, психологическое и позиционное давление. Очень часто о переговорщиках думают, что они профессиональные лжецы и лгать для них дело естественное. Совершенно очевидно - ложь является наихудшим средством ведения переговоров. Однако из этого вовсе не следует необходимость всегда говорить правду. Переговоры часто напоминают карточную игру. Вряд ли можно назвать лжецом человека, который не выкладывает сразу все карты на стол. Можно ли, будучи в здравом уме, ожидать от партнера по переговорам, что он сразу же раскроет свои позиции в торге? На переговорах приходится и надо уметь лгать. Для некоторых людей это очень трудно, и возникает вопрос - может быть, достаточно промолчать? Иногда это возможно, но на практике встречаются и такие вопросы, на которые молчание - тоже красноречивый ответ. В такой ситуации ложь обязательна, а ответственность за нее ложится на того, кто задает столь "пытливые" вопросы. Давать ложную информацию людям, ставящим вопросы, на которые они не имеют права, - значит осуществлять правомерную защиту. Ибо, по словам Талейрана, "говорить правду мы обязаны только тем, кто имеет право требовать ее от нас". Из сказанного следует, что надо отличать вынужденную ложь от преднамеренного обмана. Преднамеренный обман - это средство для дезинформации и введения в заблуждение партнера. Если ложь - это постоянная составляющая манеры ведения переговоров, то этому должно быть очень серьезное обоснование. На основании того, кто в каком вопросе и насколько лжет, можно определить истину. Ложь почти всегда обнаруживается при внимательном рассмотрении. Лживого человека, как и кривую собаку, всегда можно поймать. Обманутый партнер легко превращается во врага, замышляющего месть. Если человек лжет, то становится понятным, что добиваться соглашения с ним нет смысла. Если соглашение достигнуто, то выполнять его, добытое обманным путем, нет надобности. Очень часто различные уловки выдают слабые позиции. Следовательно, обманного пути необходимо избегать. Не стоит рассчитывать, что с помощью обмана можно приобрести стабильное преимущество. Рассмотрим несколько рекомендаций на эту тему. Не доверяйте, если нет причин делать это Если у вас появилось ощущение, что вас обманывают, не стесняйтесь обидеть недоверием оппонента - проверяйте факты. Иногда это можно сделать мягко, иногда - нет, но это необходимо сделать. В противном случае сомнение "липнет" ко всему, о чем говорит оппонент, и уже трудно говорить о конструктивных решениях. Если вы выявили факт лжи, то нет необходимости называть человека лжецом. Переговоры продолжаются, но уже без доверия. Правило: удостоверение фактов снижает стимул к обману и риск того, что вы будете обмануты. Сомнительные полномочия Начиная деловой разговор, естественно удостовериться в том, какими полномочиями обладают партнеры. Один из распространенных трюков состоит в следующем. ............ |