Одесский национальный университет
РЕФЕРАТ
на тему:
«Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев»
Одесса-2002
С самого рождения младенцы исключительно чувствительны: поскольку их знания ограничены, то их способ общения с миром главным образом происходит на уровне эмоций и инстинктов. Эмоциональное состояние ребенка определяет, как он видит свой мир: родителей, дом, самого себя. Если ребенку его мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство.
В отношении психологии развития детей первого года жизни предложено несколько моделей.
Известная модель когнитивного развития Жана Пиаже основана на взаимодействии двух процессов: ассимиляции (внешний мир интегрируется во внутреннюю схему) и аккомодации (приспособление старых схем и создание новых для адаптации к изменениям в окружении). Согласно теории Пиаже развитие проходит четыре первичные стадии. Сенсомоторная стадия развития подразделяется на 6 подстадий. Первые три включают циклические реакции, отражающие прогресс от самоисследования к внешнему исследованию и к экспериментированию. Они охватывают первые два года жизни ребенка. Возраст 2-6 месяцев соответствует этапу самоисследования. В возрасте от 2 до 5 месяцев циклические реакции могут выражаться в намеренном сосании пальца, ребенок 5-6 месяцев играет с погремушкой (вторичные циркулярные реакции, внешнее исследование).
Теория социального развития Джона Боулби рассматривает поведение ребенка как способ защиты от опасности, путем поддержания близости с родителями и их заинтересованности. В социальном взаимодействии родители обеспечивают необходимые стимулы, ребенок реагирует на них, адаптируясь к своему окружению. Важную роль играют эмоциональные проявления, зрительный контакт, поисковое поведение. Уже в возрасте двух месяцев появляется социальная улыбка, связанная со зрительным контактом.
Модель развития Э. Эриксона рассматривает эмоциональные реакции ребенка первого года жизни на уровне взаимодействия доверия/недоверия. С ростом заботы возрастает уровень доверия. В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает “любовь к заботе”, которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях. Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха, отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения потребности или несоответствия способов удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей). ............