РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Анапа
РЕФЕРАТ
На тему: «Психическое здоровье и психическая болезнь. Качественные различия.Основные категории ».
АНАПА 2006г.
ПЛАН:
1) Введение.
2) Пограничные нервно-психические расстройства
3) Источники психогений
4) Конституционально-генетический фактор развития неврозов.
Введение.
Человек – существо психосоциальное. В нем нет ни единой функции не связанной с социальными процессами. Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека.
Психическое здоровье как индивида, так и нации непосредственно зависит от условий жизни общества. В зависимости от социального состояния, общество может способствовать нормальному развитию личности, сохранению психологического здоровья или оказывать на него патогенное воздействие. В свою очередь, психологическое здоровье нации влияет на социальное, экономическое, политическое состояние государства.
Существует более 200 определений здоровья, но, ни одно не охватывает всех параметров этого комплексного понятия.
Норма – понятие динамичное и зависящее от множества параметров, в том числе от внешней среды, в которой находится индивидуум. Например, для человека, находящегося в космосе и на зеленой лужайке, состояние психической нормы будет разным. В различные возрастные периоды жизни интеллектуальная, эмоциональная, личностная характеристики в норме меняются. Ребенок, взрослый или старец в одинаковой экстремальной ситуации будут вести себя по-разному, проявляя различные эмоциональные реакции и формы поведения, которые будут соответствовать или не соответствовать возрастной норме.
Волнение, неуверенность, нерешительность, мнительность возникают в соответствующих жизненных обстоятельствах, нормальные реакции для лиц, со свойственным им складом характера.
Даже обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации), контролируемые сознанием, могут наблюдаться у психически здоровых людей. Большинство ученых понимают норму как оптимальную жизнедеятельность.
К критериям психологической нормы, в первую очередь относят: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности; соответствующую возрасту индивида зрелость чувств, адекватность реакции индивида на окружающие физические, биологические и психические влияния и соответствующую идентификацию непосредственных впечатлений с однотипными представлениями прошлого, умения уживаться с окружающими и быть в ладу с самим собой. Критический подход к обстоятельствам жизни и способность самокоррекции поведения в соответствии с социальными ожиданиями, адекватность реакции на социальные изменения, чувство ответственности за происходящие события и выполнение социальных ролей. Следовательно, психическое здоровье – одна из составляющих общего здоровья человека. Под психическим здоровьем понимают такое состояние индивида, которое характеризуется целостностью и согласованностью всех психических процессов и функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способностью к целенаправленной деятельности, интеллектуальному и личностному развитию, а также адекватные формы поведения.
Психическое заболевание рассматривается в 3 аспектах:
1) Отсутствие здоровья
2) Наличие страдания
3) Патологический процесс, имеющий соматическую, либо психическую форму.
Нередко проявления болезни носят отпечаток той культурной среды, в которой воспитывался человек. ............