Часть полного текста документа: Психологический тест для российского кино Сергей Выгонский Российская кинематографическая культура, безусловно, скрывает в себе немало загадок. Но самое таинственное в ней - это ее интимная связь с непредсказуемым российским менталитетом. А также с тем, что определяет наши массовые настроения - социальным бессознательным. И разобраться в этих запутанных связях без помощи психоанализа невозможно. Поэтому я, как психиатр и психоаналитик, хотел бы прокомментировать некоторые особо типичные образцы, выпущенные нашим кинематографом в последние годы. Другими словами, мы предложим российскому кино пройти своеобразное психологическое исследование. Материалом для такого анализа станут сюжеты фильмов, изображаемая в них эпоха, место действия, поступки киногероев, их чувства и мировоззрение. Подчеркну, что в центре внимания будут не телевизионные "мыльные оперы", коих на сегодняшний момент на отечественных телеэкранах более чем достаточно, а "штучные" ленты, продукция "мастер-класса". В этом ряду будут представлено как массовое, так и элитное кино (арт-хаус). Это - экранизации произведений Б.Акунина "Турецкий гамбит" и "Статский советник", а также фильмы "Ночной дозор", "Космос как предчувствие", "Богиня: Как я полюбила", "Мой сводный брат Франкенштейн". Назад в утопическое будущее Экранизации книг Б.Акунина "Турецкий гамбит" и "Статский советник", а также фильм "Космос как предчувствие" обращаются к исторической тематике. Причем сюжет последнего протекает в советских 50-х, а две первых погружают нас в атмосферу "золотого века" российской государственности. Вместе с этими кинолентами наше массовое сознание переносится в более притягательные для него периоды истории. Фактически, оно совершает воображаемое бегство из психологически травмирующего настоящего в идеализированное героическое прошлое. В психоанализе такая форма ухода от тягот повседневного бытия называется "регрессией" Эта особенность популярной видеокультуры высвечивает одну важную психологическую проблему, а именно - наша коллективная психика пытается всячески избавиться от нарастающего чувства вины за "разрушенное" прошлое и "недоделанное" настоящее с его многочисленными социальными проблемами. Помимо этого в фильме "Космос как предчувствие" можно обнаружить еще одну закономерность. Главные герои фильма - диссидент и работяга-парень - олицетворяют противоборствующие элементы общественных психических процессов. В конце концов, первый из них гибнет, а второй за свою лояльность господствующей идеологии получает эфемерную награду в виде встречи с центральным воплощенным символом тоталитарной культуры - Первым Космонавтом всех времен и народов. Конечно же, речь в этом случае идет о расщеплении социальной психики. Здесь вполне уместной оказалась бы нестареющая фрейдовская формула, ставящая по разные стороны всеобщей душевной диалектики извечные мифологические фигуры - Эрос и Танатос. Но нуждается ли такая констатация положения вещей в подробном объяснении? И стоит ли забывать о том, что политический нонконформизм всегда был неотъемлемой частью нашей художественной культуры? Синдром ненасытности как черта менталитета Честно признаться, ошеломляющий успех фильма "Ночной дозор" был неожиданным. ............ |