Часть полного текста документа:Путешествие как литературный жанр Зинаида Блинова Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре. Цель: 1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра. 2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях. 3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии. План-конспект I. Чтение эпиграфа. Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль, Другой - сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский II. Определение жанра. Путешествие - литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика). III. История жанра. 1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием. Миф (фольклор) - тотем (герой) - странствие (испытание). 2. Исторические вехи развития - два плана. а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям): - Марко Поло, сын венецианского купца. "Книга о разнообразии мира" (1298) - о путешествии на Восток, в Китай. - Афанасий Никитин, тверской купец. "Хожение за три моря", XV век - об индийских впечатлениях. - Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. "Путешествие на Кон-Тики", 1950-е годы - о культуре о. Пасхи. б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения. - Стерн. "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии", XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. "Письма русского путешественника"; Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву". - Байрон. "Паломничество Чайльд Гарольда"; Лермонтов. "Мцыри". Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а "духовные скитания" романтического героя показаны как "бегство" из неволи. - Лермонтов. "Герой нашего времени"; Ч.Айтматов. "Плаха". Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя. 3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. - Сервантес. "Дон Кихот" - пародия на рыцарское путешествие. - В.Ерофеев в поэме "Москва-Петушки" пародирует Радищева. IV. Многообразие жанровых форм. 1. ............ |