Часть полного текста документа:ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ-РЕКЕ В повседневной городской суете мы подчас забываем, что наш город стоит на большой красивой реке, а ведь эта река в свое время даже дала ему имя. Но не только имя. Река дала и жизнь городу. Как известно, Москва находится на древнем речном торговом пути, которым жители Киевской Руси добирались до Владимиро-Суздальской земли. Река, общая длина которой составляет более пятисот километров, берет начало на Смоленской земле, а затем, сильно петляя, устремляется на восток и далее несет свои воды на юг, к Оке. Неподалеку от самой северной излучины реки (это современный район Митино) и возникли первые цивилизованные поселения на территории современной Москвы. Уже в XX в., без малого семьдесят лет тому назад началось строительство канала Москва-Волга, благодаря которому наш город стал символически называться портом пяти морей. В Москве было построено несколько портовых терминалов: пассажирские - Северный и Южный речной вокзалы и грузовые - Северный и Западный. Когда-то река даже в городской черте имела совершенно сельский вид, омывая своими водами простые грунтовые берега. Но в 1930-1940-х гг. первым Генеральным планом развития и реконструкции Москвы было предусмотрено превратить набережные города в его "парадный фасад", наряду с главными городскими магистралями. И тогда Москву-реку одели в гранит, появились новые мосты, причалы, парапеты, каменные ступенчатые спуски. Строгим нарядным видом Москва-река стала даже несколько напоминать Петербург. О гидротехнических сооружениях реки можно написать отдельную статью, но мы уделим им лишь часть нашего внимания, а главное, что привлекает отправляющихся в речное путешествие по Москве-реке, это замечательные виды, одновременно радующие глаз и позволяющие познакомиться с архитектурой и историей города. Начнем путешествие от Большого Устьинского моста, построенного в 1930-х годах возле устья реки Яузы. По московской традиции "большими" назывались мосты через Москву-реку в центре города, а "малыми" - соответствующие им мосты через построенный в XVIII веке Водоотводный канал. По Москве-реке в городе и пригородах проложено несколько прогулочных теплоходных маршрутов. Наш курс лежит к причалу возле Бородинского моста у Киевского вокзала, а затем обратно. При этом будем знакомиться с правой стороной реки, а левую посмотрим на обратном пути. Первым нас встречает массивное здание бывшего Воспитательного дома, построенного в XVIII веке, в екатерининскую эпоху, по проекту архитектора Карла Бланка. Императрица сама курировала создание этого огромного благотворительного учреждения, управлявшегося специальным Опекунским советом (здание его до сих пор сохранилось неподалеку, на Солянке), а существовавшего на пожертвования частных благотворителей. Питомцами Воспитательного дома были сироты и подкидыши, которые здесь жили, воспитывались и обучались. При Доме было открыто Демидовское коммерческое училище, театральные классы, "французские классы". Среди преподавателей училища немало знаменитых имен. Это историки Иван Забелин, Василий Ключевский, известный поэт Аполлон Григорьев. Ныне в здании Военная академия имени Петра Великого. Проплываем небольшую уютную церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены. Когда-то с этого места открывалась замечательная панорама Кремля, привлекавшая внимание многих авторов гравюр и живописных пейзажей. ............ |