Пути повышения финансовой устойчивости
Основной проблемой в ослаблении финансовой устойчивости предприятия является рост дебиторской задолженности. Поэтому необходимо проанализировать дебиторскую задолженность, разработать политику ее снижения, необходимую для увеличения прибыли организации, ускорения расчетов и снижения рисков неплатежей.
Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и по статьям. Данные для анализа состава и движения дебиторской задолженности представлены в таблице 1.
Состав и движение дебиторской задолженности в 2006 году (тыс.руб.).
Таблица 1
Состав дебиторской задолженности На начало года На конец года Изменение (+,-) Покупатели и заказчики 931 3998 +3067 Прочие дебиторы 0 4462 +4462 Всего 931 8460 +7529 Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, % 15,45% 55,60% +40,15
Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее увеличение в основном произошло из-за расчетов с покупателями и заказчиками за товары и выполненные объекты. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на 3067 тыс. руб. и составила 3998 тыс. руб. на конец года. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров.
Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать выполнение электромонтажных работ неплатежеспособным заказчикам и продажи продукции оптовым покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями.
Анализ состояния дебиторской задолженности
Статьи дебиторской задолженности Остаток на начало года Остаток на конец года Срок оплаты не наступил до 30 Просрочка от 1 до 30 дней Просрочка от 31 до 90 дней Просрочка от 91 до 180 дней Просрочка от 181 до 360 дней Дебиторская задолженность 931 8460 3528 2570 1211 736 415 В % к итогу 100 100 41,70% 30,38% 14,31% 8,71% 4,9% Просроченная 471 4932 - - - - - В % к итогу 50,59% 58,3% - - - - - В том числе: Не реальная ко взысканию 15 153 В % к тогу 1,61% 1,81%
Проведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в конце года по сравнению с началом года ухудшились: общая сумма неоплаченных счетов с покупателями и заказчиками увеличилась на 7529 тыс. руб., причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности возросла на 4461 тыс. руб.
К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
Рассчитаем период погашения дебиторской задолженности:
Ксдз=,
Где Ксзд- оборачиваемость дебиторской задолженности, дней;
В – выручка;
ДЗ- дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
N- количество дней в периоде
Ксдз==9,58 = 10 дней – на начало года
Ксдз==87,09 = 87 дней – на конец года
Увеличение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 10 дней до 87 дней, то есть на 77 дней говорит об ослаблении финансовой устойчивости.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, количество раз в год:
Кодз=,
Кодз==38 – на начало года
Кодз==4 – на конец года
Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, то есть предоставление отсрочки платежа. ............