Часть полного текста документа:"Белая" и "красная" печатная пропаганда на фронтах гражданской войны в Сибири (опыт сравнения объективных характеристик) А.Л. Посадсков, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН Вопрос о причинах неудачи "белой" пропаганды в борьбе с пропагандой Красной России в ходе гражданской войны занимал умы многих белоэмигрантских аналитиков и мемуаристов на протяжении 1920-1930-х гг. Некоторые из них, будучи непосредственно причастными к пропагандистским аппаратам белых правительств, высказывали свою точку зрения, критикуя задним числом недостатки в конструкции пропагандистских ведомств А.В. Колчака и А.И. Деникина, несовершенство кадровой политики в сфере "белой" культуры, отсутствие консолидации в области политического руководства делом "осведомления" и печати. Такие оценки можно найти, в частности, в мемуарно-публицистических книгах руководителей печати и пропаганды Белой Сибири Вс.Н. Иванова, Л.В. Арнольдова, Г.И. Клерже [1], подобные мотивы звучат и в дневниковых записях 1919 г. Н.В. Устрялова [2]. Почти в унисон с ними выступали "белые" пропагандисты и издатели Юга России. Вспоминая свою работу в деникинском Осваге и объясняя ее плачевные результаты, бывший глава этого пропагандистского маховика К.Н. Соколов делал основной упор на внутреннее противодействие его работе в правительственных учреждениях Белого Юга, некомпетентность и противоречивость военно-командного администрирования в вопросах печати, ведомственную и карьеристскую грызню в коридорах власти, отсутствие объединяющей и вдохновляющей идеи [3]. Изучая документы Освага, это мнение полностью подтверждает современный исследователь И.В. Тихомирова [4]. Слабость "белой" пропаганды, несомненно, коренилась в слабости социальной политики правительств Белой России. Свирепые военно-карательные акции не подкреплялись или почти не подкреплялись осмысленно сформулированной и последовательно проводимой системой социальных действий, направленных на разрешение насущных проблем в аграрной сфере, в решении рабочего вопроса, в области экономического руководства страной. Не было, по существу, и единой идейной доктрины Белого движения: вся она сводилась к лозунгу ниспровержения большевизма, взятия Москвы, Петрограда, ликвидации "комиссародержавия". Что последует затем, представители различных партий и идейных течений, сотрудничавшие в "белой" пропаганде, представляли себе по-разному. Возвращаясь мыслями к этой поре своей биографии, известный советский писатель Вс.Н. Иванов (в 1919 г. был вице-директором Русского бюро печати и редактором двух газет в Перми и Омске), писал: "Генеральная идеология, жесткая, определяющая была только у коммунистов. Она насчитывала за собой чуть не целый век развития. А что у нас было? Москва - золотая маковка? За века русской государственности никто не позаботился о массовой русской идеологии" [5]. Не имея более состоятельного идейного обеспечения, омские пропагандисты украшали свои газеты одними и теми же высказываниями адмирала А.В. Колчака, воспроизведя их в виде лозунгов по многу раз [6]. И все же, на наш взгляд, малая эффективность "белой" пропаганды объяснялась не только дефектами социально-политической среды, из которой эта пропаганда выросла и в которой она развивалась. Одним из определяющих факторов неудачи были, по-видимому, и внутренние причины, а точнее, закономерности развертывания массовой пропаганды в России как части начавшегося в 1917 г. ............ |