Часть полного текста документа:"Хронотоп". "Целое-становление-связь" Сорокин Б. Философия филологии "...Каждая теоретическая проблема должна, замечает Бахтин, - быть ориентирована исторически. Между синхроническим и диахроническим подходами к литературному произведению должна быть непрерывная связь... взаимная обусловленность..." (5. с. 16). Уже в этом утверждении М. Бахтина намечается методологи чески важная проблема детерминизма - "проблема связи состояний". Автор приведенной мысли подчеркивает и конечную причину различий в содержании и форме разновременных срезов бытия литературного произведения, которую он видит в самоизменении социального мира. "...всякое литературное произведение имманентно социологично. В нем скрещиваются социальные силы, каждый элемент его формы пронизан социальными оценками" (5. с. 181). Следовательно, в данной главе мы будем анализировать соотношение трех видов целого: а) социальный мир как временное целое; б) романный жанр как целостная часть жанра как целого; в) героя и его социально-природное романное окружение как целостная часть романа как целого. То есть будем исследовать прежде всего два взаимосвязанных аспекта: 1. Становление романа и 2. роман становления. 1. Становление романа Прежде, чем обратиться к исторической поэтике М. Бахтина, следует заметить, что мы исходим в данном вопросе из того диалектического положения, что в развитом состоянии объекта в снятом виде содержатся все существенные характеристики его предшествующих состояний. Поэтому считаем целесообразным привести в тексте современное определение романного жанра, чтобы затем проследить становление его сущностных характеристик во времени. "Роман - это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном времени и пространстве, достаточном для передачи "организации" личности. Являясь эпосом частной жизни, "изображением чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей" (Белинский), роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в этом состоит определяющая особенность его жанрового содержания " ( 13. сс. 329-330). К указанным существенным характеристикам романа М. Бахтин добавляет следующие: Особенности трактовки "характера" в романе: "Человек до конца не воплотим в существующую социально-историческую плоть" (4. с. 480), поскольку он либо больше, либо меньше своей актуально реализованной судьбы. Для нашего исследования важно то, что Бахтин выявляет тождество и различие романа (как эпического про изведения, с одной стороны и эпоса, - с другой. - Предметом эпоса служит национальное (коллективное - Б.С.) прошлое - это абсолютное прошлое; - источником эпопеи служит национальное предание, а не личный опыт и на его основе "вымысел"; - эпический мир отделен от современности; - установка эпопеи (как и прочих нероманных жанров) на незавершенность своего содержания; - эпопея пророчит, поскольку все, что будет, уже было. ............ |