Департамент культуры мерии городского округа Тольятти
Детская школа искусств им. М.А.Балакирева
Методическая работа по фортепиано
РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ
Преподавателя ДШИ им. М.Балакирева
Быковой Ирины Анатольевны
Тольятти 2008
План
Введение
1. Г.Нейгауз об аппликатуре
2. Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
3. Г.Коган о значении аппликатуры
4. В.Листова об индивидуальных особенностях пальцев
5. А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
6. Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю
7. Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры
8. Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких пьес без октав» Г.Беренса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
ЦЕЛЬ – освоение основных принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения.
ЗАДАЧА – изучить основные принципы и методы в работе над аппликатурой на основе рекомендаций, примеров и упражнений известных педагогов – пианистов.
Ни один профессиональный музыкант-педагог не может обойтись без глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства, так как постоянно сталкивается с учениками разных музыкальных и технических способностей. Не трудно догадаться, что передача опыта одного поколения другому осуществляется посредством обучения. И чем глубже мы хотим постичь задачи современности, тем серьезнее должны изучать опыт и достижения прошлого.
Исчерпать опыт всего мастерства в фортепианном искусстве – невозможно не только в одной книге, но и во многих. Ведь педагогика в своей истории развития представляет очень сложное явление. Весь комплекс педагогического воспитания юного пианиста включает массу задач, начиная от постановки аппарата и до виртуозных приемов игры.
Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано – аппликатуре, или точнее сказать аппликатурной дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать.
Данную методическую работу автор хотел бы посвятить вопросу изучения аппликатуры, как одного из важных принципов методики обучения игре на фортепиано. Чтобы освятить его более подробно, автор обращается к высказываниям, советам, рекомендациям и упражнениям выдающихся пианистов, педагогов Г.Г.Нейгауза, Н.Голубовской Е.Я. Либермана, Г.Когана, В.В.Листовой, А.Д.Алексеева.
Для работы с начинающими предлагается нотное приложение из сборника «50 маленьких фортепианных пьес» выдающегося композитора и педагога – музыканта Г.Беренса. Автору хотелось бы, опираясь на известные методики выдающихся педагогов и пианистов, внести и свой скромный вклад, основанный на собственном опыте работы с учащимися. Хочется надеяться, что предложенный материал будет полезен для педагогов специального фортепиано.
Представленная работа адресована преподавателям музыкальных школ, школ искусств, а также учащимся младших, средних и старших классов.
1. Г.Нейгауз о принципах аппликатуры
Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. ............