Часть полного текста документа:Работа с текстом "Поучения" Владимира Мономаха в школе Г.Ю.Филипповский "Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха" (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора - выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом. Важной чертой "Поучения" Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, "Поучение" по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности - будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, "Поучение" прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам - английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей" X в. написан в форме наставления сыну-наследнику). Отмеченные качества "Поучения" Владимира Мономаха позволяют считать его своего рода образцовым произведением древнерусской книжной словесности для изучения в высшей или средней школе. Если говорить о современной средней школе, где проблемы образования и воспитания идут рука об руку, "Поучение" Мономаха, казалось бы, не может быть широко востребовано. Между тем дело обстоит как раз наоборот. В 9 классе курс литературы включает традиционно из средневековой русской книжности лишь "Слово о полку Игореве", как, впрочем, и программа литературы 8 класса. В общем литературном обзоре, правда, учебник 8 класса под редакцией Д.С.Лихачёва всё же уделяет "Поучению" Мономаха полстраницы текста, где на бытовом уровне князь Владимир Мономах охарактеризован как образец уступчивости и миролюбия, умения прощать личные обиды. Речь идёт об очень узком комментарии к известному посланию Владимира Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому - убийце его сына князя Изяслава. Что же касается фрагмента текста "Поучения" в школьном учебнике 7 класса, то там речь не идёт даже и об эпизоде, а дан сюжетно нивелированный набор общедидактического характера, главным образом высказываний Владимира Мономаха, направленных против лени, причём речь отнюдь не заходит о лености души, то есть, о том, что имел прежде всего в виду автор, подбор опять же исполнен чисто в бытовом ключе. Лучше было бы уж совсем не делать этого, нежели представлять "Поучение" Мономаха и его автора в искажённом свете! Между тем, отдельным продвинутым школьникам наверняка известны созвучные самой сути "Поучения" Мономаха строки великого русского поэта XX в. Н.Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Встаёт естественный вопрос: если включать "Поучение" Мономаха в программу литературы средней общеобразовательной школы (чего оно в высшей степени заслуживает), то как подобрать научно-методические ключи к тексту произведения, чтобы по необходимости кратко и внятно, с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей, уважительно и достойно, без искажений представить бессмертное творение Владимира Мономаха. ............ |