Часть полного текста документа:Раннее детство Императоров. Александр Первый Кравцова М. В. В 1777 году у счастливой семейной пары - Великого Князя Павла Петровича и его супруги - Марии Федоровны родился первенец. Впрочем, родительское счастье именно фактом рождения младенца и ограничилось. Екатерина Вторая не только сама дала имя ребенку - Александр, в честь святого Александра Невского и героического Александра Македонского, но и в точности повторила поступок Императрицы Елизаветы, отняв сына у родителей, так как не считала их способными воспитать Наследника Престола. Рождение Александра было для Екатерины великой радостью. Она не собиралась омрачать эту радость, наблюдая, как сын ее Павел воспитывает будущего Царя в оппозиции к ней, ныне здравствующей Великой Государыне. Так, едва родившись, младенец стал заложником большой политики. Но не только. Екатерина была женщиной, за всю жизнь не познавшей чувства материнской любви. Сейчас же это чувство пробудилось - с огромной силой. Екатерина Алексеевна была человеком увлекающимся. Но при этом - основательным. Если ею овладевал какой-то замысел, она с жаром бралась за его осуществление, однако к делу подходила серьезно. Решив воспитывать внука с помощью собственной педагогической системы, Екатерина начинает изучать чужие педагогические труды - для того, чтобы взяться за свои. В 1780 она составляет для внуков первый сборник - из азбуки, ряда наставлений и двух сказок, а в 1784 г. пишет подробную инструкцию для воспитателей Великих Князей. Чему же хотела научить Государыня своих внуков? "Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми...". "Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари...". "...отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился". "Учтивость основана на том, чтобы не иметь худого мнения ни о себе самом, ни о ближнем... Человеколюбие, уважение ближнего, внимание к каждому да послужат основаниями учтивости". "Противной учтивости: во-первых, природная грубость и невнимание к тому, что другим нравится или не нравится; во-вторых, пренебрежение к людям, высказываемое взглядами, словами, поступками и движениями; в-третьих, насмешки, умышленные споры и противоречие и, в-четвертых, привязчивость и пересуды. Но и лишняя учтивость несносна в обществе... Приучать детей, чтобы не перебивали никому речи, не спешили сказывать свое мнение, не говорили слишком громко или утвердительно, а просто, не возвышая голоса". В том, что касалось игр и развлечений, Екатерина в первую очередь видела в детях - детей, а потому наставлял "малых неисправностей при игре не унимать", потому что "дав детям в игре совершенную свободу, можно узнать нрав и склонности их". Но тем не менее "...обман и неправда в игре не должны быть терпимы как бесчестное и постыдное дело. Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость". Но игрушки она не любила. ............ |