Введение
В триботехнике используют следующие основные определения:
Изнашивание — процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела и (или) накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
Износ — результат изнашивания, определяемый в установленных единицах. Износ может выражаться в единицах длины, объема, массы и др.
Интенсивность изнашивания – отношение величины износа к пути трения, времени или работе трения. В современных расчетах на износ при установившемся процессе изнашивания используют следующие среднеинтегральные значения интенсивности изнашивания:
- интенсивность линейного изнашивания;
- интенсивность объемного изнашивания; - интенсивность изнашивания по массе; - энергетическая интенсивность изнашивания; - интенсивность изнашивания во времени – скорость изнашивания.
Износостойкость — свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания.
Смазочный материал — материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания.
Смазка — действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшается сила трения и (или) интенсивность изнашивания.
Смазочные материалы предназначены для надежного разделения поверхностей трущихся деталей в условиях граничной, гидродинамической и эластогидродинамической смазки. Одновременно они должны снижать силу трения, интенсивность изнашивания, охлаждать зону трения, удалять потоком масла продукты изнашивания, а также демпфировать удары и вибрации.
Виды изнашивания сопряженных поверхностей деталей при работе машин весьма разнообразны. Это связано с комплексным воздействием механических, физико-химических и электрохимических процессов при контакте, а так же, внешних факторов окружающей среды, таких, как температура, влажность, агрессивность среды и т.п. Совокупность явлений в процессе трения определяет вид изнашивания и его интенсивность.
Вследствие разнообразия исходных материалов деталей пар трения и условий их эксплуатации, виды изнашивания классифицированы следующим образом (по ГОСТ 16429-70):
· механическое изнашивание: абразивное (гидроабразивное, газоабразивное), эрозионное, кавитационное, усталостное, вследствие пластической деформации и др.;
· молекулярно-механическое изнашивание: износ при заедании (диффузионный, адгезионный) и др;
· коррозионно-механическое изнашивание: окислительное, фреттинг-коррозия и др.
Существующие технологические методы обеспечения износостойкости поверхностей деталей узлов трения подразделяют на несколько групп: химико-термические, объемная и поверхностная закалка, электрохимические, химическая обработка, механотермические, наплавка износостойких слоев, напыление порошковых покрытий, ионно-плазменная обработка, плакирование, механическое упрочнение и др. Применение этих методов в значительной мере связано с историей развития автомобилестроения в развитых странах. Само развитие этих методов было вызвано стремлением повысить эксплуатационные качества автотранспортных средств.
1. ............