КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Расчет параметров конструктивной безопасности транспортных средств»
Введение
В настоящее время автомобильный транспорт является важной составляющей практически всех отраслей экономики всех стран мира. Без его участия трудно представить себе жизнь какого-либо города. На улицах городов становится все больше и больше транспортных средств. С одной стороны это увеличивает мобильность населения, его подвижность, характеризует повышение благосостояния людей, а с другой стороны – к сожалению, приводит к увеличению числа ДТП, жертв. Поэтому сейчас перед специалистами в автомобильной сфере остро встал вопрос как о безопасности движения в целом, так и о безопасности автомобиля как самого опасного элемента дорожного движения.
Автомобиль представляет собой источник повышенной безопасности, поэтому безопасность движения в целом зависит от конструкции автомобиля. Конструктивная безопасность автомобиля является его сложным свойством, и ее структура представляет собой следующие аспекты: активная, пассивная, послеаварийная, экологическая безопасности.
Активная безопасность – это его свойство предотвращать ДТП или снижать вероятность их возникновения. Она проявляется в период соответствующий начальной фазе ДТП, тогда водитель имеет возможность влиять на характер движения автомобиля.
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий от ДТП. Она проявляется в период соответствующий кульминационной фазе ДТП, когда водитель уже не может повлиять на характер движения автомобиля.
Послеаварийная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки автомобиля (конечная фаза ДТП). Она характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия ДТП и предотвратить возникновение новых опасных ситуаций.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля позволяющее уменьшить вред, наносимый окружающей среде и человеку в процессе эксплуатации автомобиля. Основной вред, наносимый автомобилем это токсичные компоненты отработанных газов и шум.
Целью настоящей курсовой работы является приобретение практических навыков по определению показателей эксплуатационных свойств автомобиля, непосредственно влияющих на его конструктивную безопасность.
Таблица 1. Исходные данные к курсовой работе
Исследуемый автомобиль Toyota corolla
Габаритные размеры, мм:
– длина
– ширина
– высота
4180
1710
1475
База, мм 2600 Колея передних колес, мм 1480 Масса снаряженного автомобиля, кг 1140 -на переднюю ось 670 -на заднюю ось 470 Полная масса автомобиля, кг 1655 -на переднюю ось 840 -на заднюю ось 815 Двигатель бензиновый
Максимальная мощность, кВт (мин-1)
81 (6000) Коробка передач -число передач 5
-передаточные числа
1
2
3
4
5
3,285
1,904
1,310
0,969
0,815
Передаточное число главной передачи 4,312 Размер шин 195/60 R15 к.п.д. трансмиссии 0,92 Радиус качения колеса, м 0,308
Коэффициент обтекаемости, Н с2/м4
0,3
Лобовая площадь, м2
1,97 Коэффициент сопротивления качения 0,02
1. Определение тягово-скоростных свойств транспортного средства
1.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя – это зависимость развиваемой мощности в кВт и крутящего момента на коленчатом валу двигателя при полной подаче топлива от частоты оборотов коленчатого вала.
Мощность двигателя определяется по следующей формуле Лейдермана:
, кВт
где - максимальная мощность двигателя, кВт;
- частота вращения коленчатого вала при , рад/с;
- текущее значение частоты вращения, рад/с.
Крутящий момент на валу коленчатого вала двигателя определяем следующим образом
, Нм
Расчет проводится при помощи компьютера и приведен в распечатке.
По результатам расчета строим внешнюю скоростную характеристику.
1.2 Тяговая диаграмма транспортного средства
Тяговая диаграмма автомобиля – зависимость между силами тяги на ведущих колесах автомобиля на передачах переднего хода от скорости его движения.
Расчет проводим по формуле
где - КПД трансмиссии (=0,92).
Расчеты по определению тягово-скоростных свойств автомобиля проводились на ЭВМ по программе, разработанной на кафедре ОАП и ДД. ............