Часть полного текста документа:Рассказ о печи Ахная как диалектический феномен Наталия Гуткина "Возвращаюсь в безродье родное..." Признайтесь сразу: мы давно примирились с тем, что во многом невежественны, и мы ничего не желаем изменить в таком положении вещей, верно? Мы давно нашли ответы на всевозможные "почему?", то есть мы просто перестали задавать себе сложные вопросы! И даже самые очевидные вещи (для чего тысячи людей посвящают изучению Книги всю жизнь и не могут жить по-другому) нас давно не волнуют. В самом деле? Для чего люди читают ТОРУ? Почему читают Тору? Может быть, все еще не вышли из детского возраста и хотят продолжить ощущение разлитой в воздухе сказки? Крупнейший еврейский средневековой философ Рамбам так определял людей, читающих тексты Библии: есть люди, которые читают повествования Танаха как сказки и верят им, есть люди, которые читают повествования Танаха как сказки и поэтому не верят им, наконец, существуют такие читатели, которые умеют прочесть глубокий внутренний смысл, заложенный в повествованиях Танаха и при этом абстрагироваться от формы изложения. Еврейские философы принадлежат к третьей группе читателей Библии. К какой группе читателей относишься ты? Согласитесь, чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала стать читателем. Что я открываю для себя? Начав заниматься Библией, неожиданно понимаю, как могла бы ответить на философские вопросы, поставленные греками, вижу пути в психологию и этику, тоньше чувствую экзистенциализм, возможность мистического постижения Бога. Все это происходит на самом деле ... Но это достижения на личностном уровне. Важнее другое. Еще пророки отмечали, что Израиль часто засевает чужие поля и возделывает чужие виноградники, забывая о своих собственных. Эта странная особенность нашего народа часто заставляет евреев быть в большей степени русскими, чем это свойственно самим русским: лучше многих русских людей говорить и писать по-русски, знать и преподавать русский язык и русскую литературу. В духовном порыве слиться с "державным" народом евреи доходят до самоотрицания и полного равнодушия к судьбе собственного народа. Такие люди как правило ничего не слышат, и нет "ничего непобедимее равнодушия" -" раз он уже научился говорить о своем народе "у вас" - пиши пропало (Зеев Жаботинский) "шишек на лбу у нас много, спина порядком сгорбилась, от векового перепуга руки трясутся, скарб наш убог и сделан по старой моде... есть над чем посмеяться при желании..." Автор статьи "Четыре сына" Зеев Жаботинский еще в 1911 году предвидел судьбу евреев, равнодушных к собственному народу. Это жалкие жизненные итоги, осознание притворства и лжи перед людьми и своею собственной душой, которое наступит в конце жизненного пути. Современный русский поэт Борис Слуцкий определяет своё отношение к еврейству и еврейской жизни как возвращение "из точки в пространство": Созреваю или старею - Прозреваю в себе еврея. Я-то думал, что я пробился, Я-то думал, что я прорвался. Не пробился я, а разбился, Не прорвался я, а сорвался. Я, шагнувший ногою одною То ли в подданство, То ли в гражданство, Возвращаюсь в безродье родное, Возвращаюсь из точки в пространство. ............ |