Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра возрастной и специальной психологии
Курсовая работа
на тему:
"Развитие активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр и упражнений"
Чебоксары 2009
Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения развития активного словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1 Проблема изучения речи детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи
1.3 Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе дидактических игр и упражнений
2.1 База исследования и методики констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.3 Система коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.4 Динамика уровня развития активного словаря прилагательных
Заключение
Литература
Введение
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. ............