Федеральное агентство по образованию РФ
Брянский государственный технический университет
Кафедра «Философии, истории и социологии»
ДОКЛАД
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАК СОВОКУПНОСТИ «СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ»
по дисциплине «Культорологии»
Студентка гр. 07-ЭУП 2
Шаповал Н.В.
Руководитель
Симкина Н.Н.
Брянск 2008
Содержание
Введение
«Media»
Культура как совокупность «средств общения»
Особенности компьютерной демократии
Заключение
Список литературы
Введение
Между учеными до сих пор нет единого мнения о том, что такое теория коммуникации, и что должно быть предметом ее исследования. Профессор Роберт Т. Крейг считает, что существование разных трактовок в понятии «коммуникация» связано с тем, что исследованиями в этой области занимаются специалисты разных профессий, каждый из которых рассматривает коммуникативистику применительно к своему роду деятельности и зачастую не интересуется работами коллег из других сфер. Крейг выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический, критический, семиотический, феноменологический, кибернетический, социопсихологический, социокультурный.
Работы Герберта Маклюэна представляют ценность для всех выше перечисленных теорий коммуникации. Хотя предметом научных интересов Маклюэна были в основном телевидение и другие средства коммуникации (media studies), он стал не только «символом революции аудиовизуальных средств, шагающих по Уолл-стрит» «пророком эпохи информационных технологий», но и теоретиком в области массовой коммуникации. Знаменитые фразы Маклюэна «medium is the message» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» - о современном мире) стали устоявшимися клише. Во всем мире в университетские курсы по теории коммуникации включены работы Г. Маклюэна: «Средство информации является сообщением», «Галактика Гутенберга», «Понимание средств общения», «Война и мир в глобальной деревне», «Культура – наш бизнес», «Механическая невеста. Фольклор человека индустриального века».
А слова Г. Маклюэна о том, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» сейчас как нельзя актуальны. В свое время ученый отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». А ныне в большую жизнь выходят мальчики и девочки, всосавшие все времена и пространства с компьютером. Что ж, Маклюэн предвидел и это. Еще в середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь «мир, «обвязанный» электричеством, не больше деревни».
«Media»
Основным объектом своего исследования М. Маклюэн считал то, что в социальных науках, а также в обыденных представлениях обозначается термином “media”. Медиа - средства коммуникации, которые выступают посредником (связующим фактором общественной жизни), включают в себя устное слово, рукописное слово, печать, радио, телевидение, способствуют генерации информации, смыслов и ценностей в процессе взаимоотношений социальных субъектов. ............