Склярова Т. В.
Повседневная жизнь человека характеризуется таким признаком, как «порядок жизни». Порядок жизни рассматривается в психологии в связи с понятиями «адаптация», «гомеостаз», «стабильность», «относительная устойчивость». В ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как правило, реальный мир «вовне» и сложившийся у человека субъективный образ мира уравновешены. Реальность повседневной жизни представляет собой череду типичных, привычных ситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, что воспринимается личностью как само собой разумеющееся. Обычная повседневная жизнь складывается, таким образом, из ситуаций, не нарушающих привычный порядок жизни.
Выходы за пределы ситуаций повседневной жизни связаны с тремя уровнями нарушений привычного порядка жизни.
Первый уровень – «повседневные неприятности», которые личность интегрирует в освоенный порядок своей жизнедеятельности. Термин - daily hissless (повседневные неприятности) ввел в 70-х годах ХХ века Р. Лазарус для обозначения возникающих у человека серьезных жизненных затруднений, не прерывающих, однако, привычный распорядок жизни.
Второй уровень – трудные жизненные ситуации, в которых «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни»(64, с.29). Все трудные жизненные ситуации характеризуются нарушением устойчивости привычного образа жизни и возникновением необходимости изменений, независимо от того, воспринимаются они человеком негативно или позитивно. Трудные жизненные ситуации весьма разнородны, различаются они как субъективными, так и объективными характеристиками. Это могут быть ситуации, вынуждающие человека менять свою профессиональную деятельность, место жительства, привычное окружение. Непредвиденные несчастья и горести, опасные болезни, трагические потери, равно как и долгожданные изменения, связанные с приятными событиями жизни – завершением обучения, супружеством, рождением детей, все эти события можно отнести к разряду жизненных ситуаций, требующих изменения привычного распорядка жизни человека. В каждом из названных примеров необходимо выявлять как объективные, так и субъективные аспекты трудной жизненной ситуации.
Третий уровень – экстремальные ситуации или условия жизни человека, связанные с природными бедствиями, эпидемиями, техногенными авариями или катастрофами, военными действиями, террористическими актами, глобальными или локальными социальными потрясениями. По мнению психологов, все названные обстоятельства приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис.
Понятия «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» часто употребляются в специальной литературе, как синонимичные. Н.Г.Осухова различает эти понятия по критерию источника травматизации (64, с.69). Чрезвычайные ситуации, такие как природные бедствия, эпидемии, техногенные катастрофы, в результате которых погибает или травмируется большое количество людей, имеют обезличенный источник угрозы. Экстремальные ситуации могут быть антропогенного или социального характера, они выводят человека за пределы нормального человеческого опыта и имеют своим источником травмирующее действие другого человека или группы людей.
«Исследования психиатров (Александровский Ю.А., Щукин Б.П., 1991) и психологов (Тарабрина Н.В., 2001) показали, что наиболее длительной, интенсивной и разрушительной оказывается реакция пострадавшего на человеческий стрессор (пытки, теракты, изнасилование), т.е. ............