Часть полного текста документа:Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки Дипломная работа студента 5 курса И 5- М группы очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Ставропольский государственный педагогический институт Ставрополь 2003 Введение "Музыка - откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность" Людвиг Ван Бетховен. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса. Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов. Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги. Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Воспитание детского музыкального вкуса - вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. ............ |