Часть полного текста документа:Развитие отечественных рыбохозяйственных подводных исследований В год 300-летия Российского флота следует вспомнить о еще одной, незаметно прошедшей недавно юбилейной дате - 270-летии подводного судостроения в России, если считать его началом произведенные в 1724 г. испытания первого деревянного "потаенного судна" (подводной лодки) Ефима Никонова. Петровский указ 1696 года не означал "рождения" флота России, который существовал много веков до этого. Но этим указом была принята первая государственная программа судостроения, которая оказала влияние на развитие российского флота от эпохи Петра вплоть до наших дней. Она открыла путь научно-техническому прогрессу в морском деле и положила начало созданию системы обеспечения морского могущества государства Российского на морях и океанах. Понятие морской мощи государства не сводится к военно-морским силам. Его определение дал адмирал С.Г.Горшков, бывший главнокомандующий военно-морским флотом СССР: "В понятие морской мощи государства в качестве основных компонентов мы включаем возможности государства в изучении (исследовании) океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и способность их обеспечивать потребности государства, состояние и возможности судостроительной промышленности страны, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского флота" (6). На первое место главный морской военачальник Советского Союза поставил исследование океана, затем экономическое его освоение и лишь после этого - военное дело. И это понятно: могущество страны достигается только ее экономическим развитием, и только развитая страна может иметь сильный военный флот, который охраняет ее научные и производственные достижения. Таким образом, развитие науки о Мировом океане, в том числе гидронавтики как одного из ее методов, является первоочередной задачей в обеспечении морской мощи страны. Строительство подводных лодок в России происходило, начиная с 30-х годов XIX века, главным образом для военных целей. Но параллельно созданию военного подводного флота предпринимались попытки создания подводной техники и для научных исследований. Так, в 1873 году инженеры братья Карышевы предложили проект научно-исследовательской подводной лодки, который не был осуществлен (17). Первые в России (СССР) подводные погружения с исследовательскими целями были совершены на гидростате конструкции инженера Е.Г.Даниленко, построенном в 1923 году и принадлежавшем ЭПРОНу. В них участвовала М.В.Кленова, которая наблюдала работу геологической трубки для отбора проб грунта (13). В 30-х годах были разработаны два проекта исследовательских подводных аппаратов (ПА). Первый - эскизный проект батисферы инженера Д.А.Михайлова, сделанный под явным влиянием батисферы Биба-Бартона, но не доведенный до завершения (16). Второй, весьма оригинальный проект был сделан известным судостроителем академиком Ю.А.Шиманским, детально разработан и уже запущен в производство (18). Этот аппарат мог бы стать первым в мире автономным ПА, еще до батискафа О. Пикара, но из-за войны его строительство было прекращено и впоследствии не возобновилось. Подводные исследования морских биоресурсов начались в 1953 году в ПИНРО под руководством И.И. ............ |