Крымский Гуманитарный Университет
Евпаторийский педагогический факультет
Кафедра Истории и Правоведения
РЕФЕРАТ
по дисциплине: "История педагогики"
по теме:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В.ЛОМОНОСОВА
Выполнила:
студентка 41-ЕИП группы
Абдураимова К.
Евпатория 2005 г.
План
Биография
Жизнь и деятельность
Последователи учения
Литература
Биография Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40- 60 гг. в неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.
Сын поморского крестьянина, самоучка, он в 19 лет, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.
В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете г. Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей X. Вольфа. Р.Декарта и особенно Г.В. Леибнина.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающею разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
До самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. - как профессор химии, а затем - как академик. В 50-е гг. центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В.Ломоносов явился для русского народа первым нашим университетом».
В 40-50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.
Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения - научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
В Петербургской академии наук уже в 40-е гг. XVIИ в. шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой замкнутости на идем академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов государственного развития России.
К середине XV111 в. ............