Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ ВПО
Воронежский институт экономики и социального управления
Контрольная работа по дисциплине "Общая психология"
на тему "Развитие речи у детей"
Выполнил: Л.В. Чикова студентка 2 курса
заочной формы обучения факультета "Психология"
Проверил: Г.В. Косых
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка. 4
2. Структура речи. 7
3. Развитие связной речи. 9
4. Развитие письменной речи у ребёнка. 12
5. Развитие выразительной речи. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребёнка изучение речи. Такая учебная деятельность начинается позже – при изучении грамматики, при овладении – на базе устной речи – письменной речью, но первичное овладение родным языком, именно живой речью, совершается в процессе деятельности общения. Только так достигается подлинное понимание речи как речи. Ребёнок нормально овладевает речью, т. е. научается говорить, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Способ овладения речью существенно отличен от способа, которым человек, обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй или анализом. Он органически связан с природой речи: полноценная речь человека – это не система знаков, употребление и значение которых произвольно установленно и выучено, как выучиваются правила. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления включалось в его жизнь и деятельность.
В течение первого, подготовительного, периода речи, до того, как ребёнок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки ребёнка – крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети; значит, они не продукт подражания или выучки. ............