РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Речевые приемы доказательства в монологической речи
План
I Монолог как ораторское искусство.
II Речевые приемы доказательства в монологической речи.
1. Аргументирующая речь.
а) аргумент
б) тезис
в) планирование и тактика аргументирующей речи
2. Лексические и синтаксические особенности выступления.
3. Эстетические качества речи.
4.Звуковая организация речи.
5. Информационное обеспечение выступления.
6. Составление риторического эскиза публичного выступления
III Искусство убеждать.
« Говорить есть не иное что, как
возбуждать в слушателе его
собственное внутреннее слово.»
В.Ф.Одоевский.
Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утончены и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает академик В.В. Виноградов, оказывается монолог.
При этом виды монологической речи различаются в зависимости от « профессионально-служебных расслоений, и типов общественных взаимодействий». Исходя из функций языка, обслуживающих две кардинальные потребности человека (мыслить и общаться) в различных сферах человеческой деятельности, выделяют четыре типа монологов. В непосредственно бытовом говорении реализуется монолог убеждающий или внушающий (агитационный), монолог лирический, рассматриваемый как речевая форма изъявления переживаний и эмоций, монолог драматический, и монолог повествовательный сообщающий.
Монолог воздействующий, убеждающий, который обращен к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения называют ораторской речью. Воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось в обществе. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Риторика-наука об ораторском искусстве- возникла в 5 в. до н.э. Крупнейшими основателями античной риторики были Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Риторика считается праматерью культуры речи. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория», «красноречие». ............