КУРСОВАЯ РАБОТА
РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ СЕРИИ КНИГ «ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ИСКУССТВА»
2004 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕРИИ, РЕДАКТОРЫ И АВТОРЫ__ 6
1.1.Понятие и признаки издательского дела и редактирования________________________________ 6
1.2.История создания серии книг, редакторы и авторы_____________________________________ 11
ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ 18
2.1.Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг_________________ 18
2.2.Редакторский анализ художественно-технического оформления на примере серии книг «История книжного искусства»_________________________________________________________________ 24
Заключение__________________________________________________________________________ 39
Список литературы__________________________________________________________________ 41
Приложение 1_______________________________________________________________________ 44
Приложение 2_______________________________________________________________________ 45
Приложение 3_______________________________________________________________________ 46
ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. Книжное искусство своим возникновением обязано средневековым каллиграфам - переписчикам книг. Процесс книжного производства до изобретения книгопечатания был технологически прост - чистые листы бумаги строчка за строчкой заполнялись рукописным текстом, рисованными буквицами и другими книжными украшениями. И хотя книге предстояло еще попасть в руки переплетчика, ее творцом был именно переписчик, так как от него зависел выбор основополагающих книжных параметров - формата и пропорций страничного разворота. Когда книгопечатание вытеснило рукописную книгу, то переняло у нее не только основные приемы и принципы художественного оформления, но и саму вещественную форму - кодекс.
Внедрение книгопечатания имело огромное прогрессивное значение. В истории человечества оно сравнимо, наверное, лишь с изобретением колеса. Однако по мере усложнения технологического процесса художнику все труднее и труднее становится донести до читателя свой первоначальный замысел. И на определенном этапе (например, в России второй половины XIX века) машинное производство становится фактором, сдерживающим развитие искусства книги. Поэтому неудивительно, что время от времени у отдельных книжных художников появлялось желание исключить машинный этап как своеобразную «помеху» между творческим замыслом и конечным продуктом художественного процесса.
С другой стороны, библиофилы, пресытившиеся внешней новизной книг массового производства, начали тянуться к книгам, в которых сохранялась бы теплота рук их создателя, будь то гравюры, оттиснутые с авторских досок, раскрашенные от руки иллюстрации или переплет ручной работы.
Скорее всего эти два обстоятельства и явились причинами появления в последние десятилетия ХХ века «книги художника», или «artists-book» по западной терминологии. ............