РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕЛЕ
ПЛАН
1. Состояние социальной сферы села в регионах
2. Строительство и развитие сельских поселений
3. Повышение эффективности системы социальной защиты населения на селе.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости изучения опыта регионов и анализе развития социальной работы.
Объектом является: социальная защита на селе
Предметами: региональные модели развития социальной защиты на селе.
Целью контрольной работы является изучение региональной модели социальной защиты на селе.
1. Состояние социальной сферы села в регионах
Социальная сфера села – сложная система, в которой на региональном, межрегиональном и общегосударственном уровнях определенные властные и административные структуры государства и местного самоуправления организуют осуществление самых различных материально-бытовых и социально-культурных услуг. Материально-бытовые услуги - это продовольствие, жилище, одежда и многое другое. Социально-культурные – это здравоохранение, просвещение, наука. В стратегическую цель региональных организации социальной сферы села входят территориально обусловленные процессы поддержания здоровья людей, воспитания детей, образования молодежи, роста семейного достатка и уверенности человека в завтрашнем дне, обеспечения будущности новых поколений. Эта стратегия отвечает конституционному принципу социального государства и вписывается в приоритеты социального развития мирового сообщества. Регионы располагают фондами и средствами организации обслуживания сельского и городского населения с централизованным источником ее финансирования - государственным бюджетом. Финансирование региональных систем услуг населению последние годы почти непрерывно сокращается. Доля расходов госбюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия в регионах заметно уменьшалась в 1980-1985 годах (с 49,4 до 41,4 процентов) и в период 1990-1992 годах (с 40,8 до 26,0 процентов). В самих расходах на эти мероприятия значительно сократился удельный вес социального обеспечения с 40,6-43,6 процентов в 80-е годы до 6,5-11,5 процента в 1991-1993 годах. Доля государства в финансировании социальных услуг (здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство) приблизилась к доле расходов на эти цели самого населения. Государственные расходы (бюджет и внебюджетные фонды) на социальную сферу в 1996г. составили 10-11 процентов валового внутреннего продукта, населения - около 3 процентов. В финансировании совокупного конечного потребления домашних хозяйств за последние два года (1996 и 1997 - оценка) удельный вес федерального бюджета составил всего 1-2%, внебюджетных фондов и реального сектора - 6, региональных бюджетов - 16, а самих потребителей - домашних хозяйств - 74-76%.
На развитие региональных систем обслуживания населения в 80-е годы шло около четверти объемов государственного финансирования всей агропромышленной сферы страны. С середины 90-х годов строительство и содержание в сельских местностях объектов соцкультбыта снято с баланса предприятий сельскохозяйственной отрасли и переложено на плечи органов местного самоуправления. Перемещение центра тяжести отмеченных финансовых и материальных затрат на ограниченные региональные (сельские районные прежде всего) бюджеты в условиях системного в стране кризиса поставили местные власти в весьма сложное положение. ............