Часть полного текста документа: И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в советские годы очень активно и с большим успехом работал над решением крупных архитектурно-строительных задач. А.В. Щусев считал его большим мастером, сказав: "Богатый опыт и огромные организаторские способности И.И. Рерберга дают право назвать его одним из крупнейших строителей Москвы". Среди его построек такие здания, без которых нельзя представить нашу столицу. Родился Иван Иванович Рерберг 4 октября (по новому стилю) 1869 года в Москве. Среди его предков было немало высокоодаренных людей. Согласно семейному преданию, при Петре I датский кораблестроитель Рерберг был приглашен в Россию и поселился в Прибалтике. По данным документов конца царствования Петра I в адмиралтействе Ревеля (ныне Таллин) работало 300 "мастеровых людей", в том числе корабельный мастер с подмастерьем и двумя учениками. Несколько других мастеров и помощников (например, матовый, конопатный) и целый штат "рядовых" рабочих. Вероятно, упомянутым кораблестроителя, затем окончил созданный за три года до этого Институт инженеров путей сообщений. В дальнейшем он был заместителем председателя комиссии по постройке Исаакиевского собора в Петербурге. Дядя Ивана Ивановича Петр Федорович был профессиональным военным, участником героической обороны Севастополя (в 1854 -1855 гг.). Отец, Иван Федорорович, инженер путей сообщений, крупный организатор железнодорожного транспорта, автор капитальных печатных трудов. По окончании кадетского корпуса, а затем военного училища Иван Иванович был направлен в саперный батальон. После этого поступил в Петербургскую военно-инженерную академию. Основа его интересов в студенческие годы служили не военно-оборонительные сооружения, а строительство транспортных, гидротехнических и других объектов. Он прошел, как полагалось в то время, на практике путь от каменщика и плотника до десятника строительных работ. Получив 1896 году звание военного инженера, Иван Иванович участвовал в строительстве крупного паровозостроительного и механического завода в Харькове, что позволило ему овладеть передовыми для того времени методами строительства. С конца 1897 года И.И. Рерберг участвовал в строительстве грандиозного и величественного здания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в качестве одного из двух заместителей его автора и строителя архитектора Р.И. Клейна. Возведение этого уникального здания, воплотившего многие архитектурные и технические сооружения рубежа 19-20 столетий, творческое общение с крупными архитекторами, учеными и инженерами, участвовавшими в проектировании здания, явились для Рерберга замечательной школой опыта и мастерства. По его предложению была создана эффективная отопительно-вентиляционное система здания. Основатель музея профессор московского университета И.В. Цветаев часто адресовал письма по вопросам строительства непосредственно И.И. Рербергу. Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея". ............ |