Оглавление
Введение
1. Общая характеристика проективных методик
1.1 Проективные методики: понятие и виды
1.2 Техника применения проективных методик
2. Использование рисуночных проективных методик в диагностике школьного развития
Заключение
Библиографический список
Введение
Проективные техники – методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок).
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».
Объектом исследования данной работы является рисуночные проективные методики.
Предметом исследования – применение рисуночных проективных методик при диагностике школьного развития.
Целью данной работы является непосредственный анализ рисуночных проективных методик и их возможностей при диагностике школьного развития.
Задачи работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определить сущность рисуночных проективных методик.
3. Охарактеризовать виды рисуночных проективных методик.
4. Выявить возможности рисуночной проективной методики при диагностике школьного развития.
База исследования МОУ СОШ №2, г. Абакана, учащиеся 2А класса (всего 24 человек).
Теоретической основой курсовой работы стали работы Выготского Л.С., Сластенина В.А., Столяренко Л.Д. и др.
1. Общая характеристика проективных методик
1.1 Проективные методики: понятие и виды
Проективные методики – это методики, несомненно требующие от специалиста психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики).
Прежде всего, следует разобраться с самим названием этого класса методик. Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «проекция». З. Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. ............