Часть полного текста документа:Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и младших школьников Крячко А. А. Введение в традицию В московском центре поддержки семьи "Рождество" на протяжении ряда лет создавалась программа студийных занятий с родителями и детьми от 1,5 до 8-ми лет, которую авторы назвали "Введение в традицию". Одним из основополагающих ее разделов является тематический блок "Наше Отечество". Через систему тематических впечатлений дети, год от года, знакомятся с русской семейно-бытовой, трудовой, детской игровой, художественной культурой, с важнейшими вехами отечественной истории, великими битвами и полководцами, русскими святыми, напутственным смыслом годового круга праздников. Нет сомнения в том, что культурные национальные архетипы оказывают значительное влияние на формирование личности и гражданского, патриотического сознания. Многие педагоги и психологи сегодня с тревогой отмечают, что подмена и ломка культурных архетипов являются одним из факторов повышенной невротизации современного поколения детей и подростков, не говоря уже о потере нравственных ориентиров. Однако невозможно не увидеть, что решение воспитательных задач исключительно на этнокультурном материале и применительно к различным возрастным группам детей возлагает на педагогов особую ответственность в нынешней ситуации обострения национальных и религиозных настроений. К тому же такой подход, как правило, исключает из системы отечественных культурно-исторических ценностей такие важнейшие, вполне традиционные понятия, как добрососедство и гостеприимство. В самом деле, русские люди веками жили и строили добрососедские отношения со множеством малых народов, населяющих нашу Родину. Без этого опыта представление о подлинной традиционной культуре может стать неполным и однобоким. Род - народ - Родина как семья народов Для того чтобы чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества не приняло со временем черты национальной нетерпимости и превосходства, представляется немаловажным выстроить содержание занятий так, чтобы поэтапно, не торопясь, провести ребенка по своеобразной "лесенке". Ступени ее могут быть такими: - моя семья - мой род - наш народ и Родина - наша Родина, как семья народов - народ Божий, Церковь Христова, для которой нет формальных границ. В программе "Введение в традицию", созданной педагогами Центра "Рождество", за многие годы работы сложился определенный опыт "сопровождения" детей разного возраста по этим ступенечкам, которым сегодня предоставлена возможность поделиться. Первые ступени - культура родного народа; понятия род - народ - Родина (от 1,5 до 5-ти летнего возраста) Первые ступени предложенной "лесенки" - опора, база, фундамент, который может закладываться в течение ряда лет, питая душу ребенка самобытными образами культуры родного народа, его идеалами. Младший возраст - это благодатное время введения ребенка в народную семейно-бытовую культуру. Здесь в помощь педагогу и родителям из воспитательного потенциала народной культуры пригодятся традиция пестования и потешения (нынче представляемая в так называемых "пальчиковых играх"), и колыбельные песни, и кукольные образы - зверушки, пупсы и игры с ними, и сказки, и строй календарных песен и праздников, и отражение природных изменений в творческих заданиях для малышей. В среднем дошкольном возрасте происходит более углубленное знакомство с культурной и духовно-нравственной традицией, напутственным смыслом годового круга праздников, представлениями о национальном герое и родной земле. ............ |