Часть полного текста документа:Родословная полесской крестьянской династии А. А. Макейчик Исследование крестьянских династий относится к наиболее трудным генеалогическим задачам. Связано это главным образом с дефицитом сведений: в прошлом люди из социальных низов реже, чем представители элиты, фиксировались в документах, а имеющиеся сведения часто недостаточно информативны. Сказанное, однако, не означает невозможности построения крестьянских родословий, в т. ч. на документальной базе. Современные архивы располагают целым рядом ценных для нас видов источников: ревизские сказки и прочие материалы переписей, приходские метрические книги, похозяйственные книги, записи актов гражданского состояния и др. Метрические книги, например, вошли в обиход в начале ХVIII в., в них записывались имена, даты рождения, крещения, брака, смерти. Еще более содержательны ревизские сказки (в 1719-1857 гг.), включающие также сведения о переводе крестьянина в другой двор или имение, об отдаче в рекруты и т. п. Сведения эти мало пригодны для портретизации лиц, но при сохранности архивных материалов описание крестьянских родов может охватывать несколько веков. Примером этого является родословная Макейчиков. Данная фамилия относится к патронимическому типу, образована от уменьшительно-ласкательной формы мужского имени Макей. Для белорусской антропонимии подобные фамилии типичны (Антончик, Иванчик, Петрик и т. д.), встречаются они и у других славянских народов. Макей - имя греческое, означает "насмешник", "осмеивающий". На Русь оно пришло вместе с ее крещением в греческую веру, следовательно, не раньше конца Х в., со временем оно стало крестильным и довольно распространенным. Дни ангела Макеев: 29 января, 11 мая, 3 июля, 18 декабря. По их старинной дислокации все белорусские Макейчики делятся на две основные части - минскую, или центральную белорусскую, и полесскую; к последней относится династия, описываемая в данной работе. В родовых преданиях существует несколько версий появления ее на Полесье. Наиболее популярна легенда о белорусском повстанце (или гайдамаке), который, спасаясь от преследований, прятался в отдаленных углах и каким-то образом нашел прочное убежище в полесских дебрях. Есть и менее романтические рассказы. В любом случае династия живет в полесском крае как минимум с начала ХVIII в. Вплоть до середины ХХ в. Макейчики проживали очень компактно, в смежных деревнях Бобрик, Заполье, Комаровичи. Заполье в ХIХ в. выделилось из Комарович, а в 1974 г. перестало существовать как самостоятельное поселение, растворившись в тех же Комаровичах. Деревни эти весьма старинные, они расположены на юго-востоке Мозырщины, на месте поселения древних дреговичей; в настоящее время принадлежат к Петриковскому району Гомельской области. В отличие от деревни Бобрик, Комаровичи имели ранг села. Село отличалось большим числом жителей, наличием церкви и барской усадьбы. В нем действовали два храма, католический и православный. Последний (более ранний) построен в середине ХVIII в., метрические книги велись в нем с 1756 г. Первоначально эта церковь была униатской, в 1795 г. стала православной, Свято-Троицкой. В Комаровичах же впервые в ареале династии Макейчиков в 1883 г. была открыта школа (народное училище), первая учительница - Александра Невская. Рядом с Комаровичами есть речка Ареса, в прошлом она называлась Роса, может быть та самая, откуда "есть пошла Русская земля"? Пространство полесских Макейчиков с конца Х в. ............ |