Содержание
Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9
1.3. Психологические роли и ролевые конфликты…………………….10
1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13
1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16
2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21
Заключение………………………………………………………………..24
Список источников литературы………………………………………...25
Введение
Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.
Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.
Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.
Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.
Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.
Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.
Глава 1. Понятие ролевого конфликта
1.1. Конфликт и его виды
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).[[1]]
Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.
Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п. ............